В ТПП обсудили вопрос о ценообразовании социально-значимых товаров
Государственное регулирование цен на социально-значимые товары должно обеспечить приемлемый уровень цен на отдельные группы продовольственных и промышленных товаров. В соответствии со Статьей 13 Закона ПМР «О ценах (тарифах) и ценообразовании» от 1 января 2005 года государственное регулирование уровня рентабельности при производстве и уровня торговой надбавки осуществляется по следующим товарным группам продукции:
- мука для хлебопечения;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- молоко питьевое, кефир, сметана, творог, молочные смеси, в том числе детские молочные смеси;
- макаронные изделия из мягких сортов пшеницы, из муки пшеничной хлебопекарной;
- крупы рисовая, гречневая, ячменная, перловая, овсяная, манная, пшеничная, кукурузная, пшено шлифованное, горох шлифованный, фасоль продовольственная, за исключением указанных товаров, упакованных в варочные пакеты;
- консервная продукция для детского питания;
- подсолнечное масло (за исключением масла дезодорированного), сливочное масло, спред, маргарин;
- яйцо куриное;
- медико-фармацевтическая продукция, за исключением медико-фармацевтической продукции, произведенной, изготовленно реализуемой организациями – производителями, изготовителями медико-фармацевтической продукции на территории Приднестровской Молдавской Республики;
- мыло хозяйственное;
- школьно-письменные принадлежности.
У такого метода регулирования есть два диаметрально-противоположных эффекта. С одной стороны для населения обеспечивается возможность приобретать дешевые товары, а с другой — это значительный барьер для развития номенклатуры выпускаемой продукции и для обновления производственных процессов у экономических агентов.
На состоявшемся 21 февраля в ТПП круглом столе предприятия вынесли на обсуждение свои предложения по оптимизации процесса регулирования цен. Среди них:
- Государство вправе установить предельный уровень цен на отдельные товары, но регулирование рентабельности производства воспринимается предприятиями как вмешательство в их производственную деятельность и такое регулирование должно быть отменено.
- Предельный уровень цен должен быть единым для однотипных товаров, а не индивидуальным для каждого предприятия. Это упростит администрирование в этой сфере и уменьшит трудозатраты на производствах.
- Жесткие меры регулирования цен могут приводить к полной остановке производств, как это произошло для производителей куриных яиц. Представляется целесообразным для товаров, местное производство которых незначительное или полностью отсутствует, не применять режим государственного регулирования цены, а применять такой режим только для импортируемых товаров, как это предусмотрено для медико-фармацевтической продукции.
- Так как регулирование касается и товаров местного производства и импортируемых товаров, то перечень социально значимых товаров должен основываться на их кодах ТН ВЭД с уточнением конкретных параметров товаров, тогда будет обеспечена однозначная идентификация товаров, включенных в перечень.
- Представляется необходимым перечень регулируемых товаров связать не только с кодами ТНВЭД, но и с их точными названиями, приведенными в ГОСТах или в Технических условиях, на основании которых они производятся.
- Необходимо согласовать действие Закона «О ценах и ценообразовании» и Закон «О таможенном тарифе». На сегодняшний день в рамках одного Закона государство ограничивает цену на товар, а в рамках другого — устанавливает на него ввозную пошлину.
- Необходимо изучить практику Российской Федерации, где регулирование базируется на мониторинге цен социально-значимых товаров и вводится при необходимости в период резкого повышения цен на срок не более 90 дней.
Прозвучали и другие предложения.
В совещании приняли участие представители предприятий-производителей муки, круп, хлебобулочных изделий, молочной продукции, школьно-письменных принадлежностей. Конкретные предложения предприятий будут направлены для рассмотрения в специальную рабочую группу, созданную Министерством экономического развития ПМР по данному вопросу.