О приобретении товаров без заключения договора ВЭД
В связи с поступающими запросами о разъяснении механизма приобретения юридическими лицами товаров за наличную иностранную валюту без заключения внешнеэкономических договоров (контрактов) Государственный таможенный комитет ПМР считает необходимым дать ряд разъяснений.
Порядок перемещения отечественными физическими лицами товаров, приобретенных для отечественных юридических лиц за наличную иностранную валюту без заключения внешнеэкономических договоров (контрактов), регламентирован ст. 228-3 Таможенного кодекса ПМР в текущей редакции. Норма, установленная данной статьей, призвана заменить порядок, ранее действовавший в соответствии с Указом Президента ПМР от 13 февраля 2013 года № 67 «О некоторых мерах по созданию условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов Приднестровской Молдавской Республики» Приказом ГТК ПМР от 23 марта 2012 года N 88 «О порядке перемещения товаров, приобретенных хозяйствующими субъектами — резидентами Приднестровской Молдавской Республики, зарегистрированными в форме юридических лиц, за наличную иностранную валюту без заключения внешнеэкономических договоров (контрактов)».
В связи с этими изменениями, специалисты ГТК обращают внимание участников ВЭД на ряд положений ст. 228-3Таможенного кодекса ПМР:
а) декларирование и таможенное оформление товаров, приобретённых для отечественных юридических лиц за наличную иностранную валюту без заключения внешнеэкономических договоров (контрактов), осуществляется в таможенных пунктах пропуска, с учётом особенностей, установленных при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования, подлежащих письменному декларированию;
б) подача таможенной декларации таможенному органу сопровождается предоставлением только документов, указанных в подпунктах а), б), в), г), ж) пункта 2 статьи 224 Таможенного кодекса;
в) определение таможенной стоимости производится с применением резервного метода, на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа ПМР;
г) льготы по уплате таможенных платежей не предоставляются;
д) классификация товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности производится отечественным физическим лицом, осуществляющим декларирование товаров, в случаях установления таможенным органом неверной классификации. Меры ответственности, предусмотренные законодательством ПМР об административных правонарушениях, к декларанту не применяются;
е) ввоз товаров допускается, в случае если таможенная стоимость этих товаров, декларируемых по одной таможенной декларации, не превышает предел, установленный законодательством ПМР в области валютного регулирования и валютного контроля для вывоза отечественными физическими лицами наличной иностранной валюты. Если в результате корректировки, произведённой таможенным органом, таможенная стоимость ввозимых товаров превысит указанный предел, данное обстоятельство не препятствует применению порядка, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.
Для целей статьи 228-3 под отечественным физическим лицом понимается лицо, состоящее в трудовых отношениях с отечественным юридическим лицом, и действующее в интересах отечественного юридического лица на основании доверенности, выданной в соответствии с требованиями законодательства ПМР.
Специалисты ГТК обращают внимание экономических агентов на ряд концептуальных изменений в порядке перемещения товаров, приобретенных для отечественных юридических лиц за наличную иностранную валюту без заключения внешнеэкономических договоров (контрактов):
1. Таможенное декларирование вывозимой наличной иностранной валюты и ввозимых товаров осуществляется:
— отечественным физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с отечественным юридическим лицом, от собственного имени;
— в таможенных пунктах пропуска (на сегодняшний день – во всех);
— в письменной форме с применением бланка таможенной декларации ТД-4 (упрощенная форма таможенного декларирования), используемой при таможенном декларировании товаров для личного пользования. Сведения о юридическом лице указываются должностным лицом таможенного органа в таможенной декларации в графе «Служебные отметки».
2. Вывоз наличной иностранной валюты разрешен в пределах, установленных Центральным банком ПМР для физических лиц. На сегодняшний день одному физическому лицу разрешен вывоз валюты в сумме, в эквиваленте не превышающей 1 000 (одну тысячу) долларов США. Ограничений по количеству перемещений и по количеству лиц не установлено.
3. При таможенном декларировании ввозимых товаров предоставляются:
— оформленная в установленном порядке доверенность, выданная работнику юридического лица, содержащая поручение о закупке товаров, либо (в случае перемещения товаров) руководителем юридического лица. Для подтверждения его полномочий предоставляется копия выписки из государственного реестра юридических лиц, заверенная печатью юридического лица;
— товаросопроводительные документы (счет-фактура (инвойс), кассовый чек, товарный чек, копия чека, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, расходная накладная, налоговая (фискальная) накладная, транспортные документы (при их наличии));
— таможенная декларация, подтверждающая вывоз уполномоченным работником юридического лица ПМР наличной иностранной валюты с таможенной территории Приднестровья;
— разрешительные документы, выдаваемые уполномоченными органами государственной исполнительной власти при перемещении товаров, подлежащих различным видам государственного контроля (в случаях обязательных для их предоставления);
— документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.
4. В связи с отсутствием внешнеэкономического договора и высокой степенью риска предоставления документов, содержащих недостоверные сведения о таможенной стоимости декларируемого товара, таможенная стоимость товаров определяется таможенными органами на основании ценовой информации, имеющейся в их распоряжении.
5. В связи с возможным отсутствием у работников юридических лиц, декларирующих товары, навыков по классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой, помощь в определении кодов товаров может быть оказана должностным лицом таможенного органа, либо работником таможенного агента. При выявлении неверной классификации товаров в процессе самостоятельной классификации декларантом, меры ответственности, предусмотренные законодательством ПМР об административных правонарушениях, к декларанту не применяются.
В ГТК ПМР обращают внимание хозяйствующих субъектов на то, что вышеописанный механизм призван обеспечить решение экстренных производственных задач юридических лиц, связанных с их бесперебойной работой, в связи с чем и имеет стоимостные ограничения.
По материалам ГТК ПМР