Концепцию бюджетной и налоговой политики приняли в Правительстве
В ходе заседания высшего исполнительного органа государственной власти члены Правительства поддержали Концепцию бюджетной и налоговой политики. Основные направления документа к рассмотрению представила заместитель министра экономического развития Мария Глушкова
Отметим, что именно Концепция является базовой для составления бюджета на предстоящие годы и определяет самые важные моменты в дальнейшем развитии государства. Данный документ был разработан в республике впервые. Для этого понадобилось участие всех ведомств, было собрано большое количество материала и применены новые подходы.
Следует напомнить, что в середине мая данный документ презентовали на площадке МГУ. Свою оценку Концепции бюджетной и налоговой политики давал советник Президента России Сергей Глазьев и ведущие экономисты.
«Подготовленная Концепция бюджетной и налоговой политики направлена на то, чтобы исходя из имеющихся ресурсов, мы при подготовке проекта бюджета рассчитывали на свои силы. И, исправив ситуацию, могли перейти к решению проблем и в горизонте 3-5 лет достигнуть прогресса», — отметил Глава Правительства.
Так, в ходе работы над документом специалисты минэкономразвития провели масштабный ретроспективный анализ ситуации, сложившейся в экономике республики с начала 2000-х годов по настоящее время.
«Начиная со второй половины 2000-х годов, государственные расходы становились близки к отметке 50% ВВП, что отражает крайне высокую степень государственного присутствия в экономике и в перераспределительном механизме. В результате, в сфере государственных финансов ПМР к 2016 году сложилась парадоксальная ситуация – характерный для развивающихся стран уровень госрасходов, порядка 50% ВВП, что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран Европы, фиксировался на фоне хронического недофинансирования по всем разделам функциональной и экономической классификации», — рассказала Мария Глушкова.
Так, в 2016 году расходы на образование составили 8,7% ВВП, что является одним из наиболее высоких показателей в мире. Однако при этом 90% средств уходит на заработную плату педагогам, которая складывается на уровне 70% от средней по экономике страны. Аналогичная ситуация во многих сферах, выяснили специалисты. Критических величин достигли дисбалансы в пенсионном обеспечении.
Во многом, считают специалисты, такая ситуация сложилась из-за того, что динамика госрасходов была оторвана от экономической реальности. Расходы росли, но способности экономики для их покрытия не учитывались. В результате чего возникающий дефицит покрывали, повышая налоговую нагрузку на предприятия или при помощи эмиссии.
«Основная часть средств шла на покрытие социальных обязательств и на финансирование зарплат, пенсий и пособий, а для выполнения других обязательств денег не было. В результате на начало года находящийся в кризисном состоянии реальный сектор уже не был способен обеспечить потребности бюджета. В результате дефицит госбюджета достиг 20% ВВП», — отметила замминистра.
Для исправления ситуации Правительство намерено придерживаться политики жёсткого бюджетного регулирования при обеспечении реализации государством всех социальных обязательств с одновременным оздоровлением сегментов экономики.
«Основным целевым ориентиром бюджетной политики на среднесрочную перспективу станет реализация бюджетного манёвра, который будет предусматривать сдерживание расходов на текущее потребление и увеличение финансирования капитальных затрат. Это позволит, с одной стороны, начать приводить в соответствие государственные обязательства с возможностями реального сектора экономики, с другой, частично улучшить критическое состояние социальной инфраструктуры», — рассказала о готовящихся изменениях Мария Глушкова
Работа на улучшение инфраструктуры уже началась. С начала года запущена программа фонда капитальных вложений, государство начало рассчитываться по долгам перед коммунальными предприятиями, что позволит не только стабилизировать ситуацию на данных предприятиях, но и перейти к реализации инвестиционных программ по модернизации и обновлению основных фондов.
«Мы, к сожалению, исчерпали тот потенциал, который нам достался от советского союза и это был лишь вопрос времени. Сейчас, по мнению технических экспертов, это черта уже пройдена. Мы износили всю социальную и коммунальную инфраструктуру. Настало то самое время, когда надо собраться с силами, имеющимися ресурсами, обеспечить полную прозрачность и пускать деньги на развитие. Если затянем, то через 2-3-5 лет могут начаться необратимые последствия и в коммунальном хозяйстве, и в социальной инфраструктуре», — выразил мнение по данному вопросу Глава Правительства.
При новом подходе, прописанном в документе, прогнозируется, что к 2020 году на финансирование расходов на оплату труда и социальные пособия через государственный бюджет будет направляться порядка 32,0% валового внутреннего продукта. Стабилизация объёма социальных выплат будет способствовать поэтапному уменьшению дефицита государственного бюджета.
«При этом расходы на оплату труда планируется поддерживать на уровне 14,5-15% ВВП. Расходы на социальную политику прогнозируется стабилизировать в пределах 17-18% ВВП. Правительство намерено и в дальнейшем продолжать реализовывать практику 2017 года и принимать меры дополнительной адресной поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения», — отметила в своем докладе замглавы минэкономразвития.
Если сценарии экономического роста будут реализованы, планируется увеличение уровня пенсионного обеспечения для всех категорий граждан. В среднесрочной перспективе планируется поддержание расходов на товары и услуги на уровне 4-5% ВВП, а расходов на капитальные вложения на уровне 1,5-1,6% ВВП.
«Вопрос по увеличению пенсий и зарплат интересует всех, и он один из основных в Концепции. Мы намерены двигаться по пути повышения зарплат работникам бюджетной сферы в среднесрочной перспективе, но мы будем предлагать делать это в пределах фонда оплаты труда. Поэтому в Концепции мы предлагаем дополнительные инструменты, которые активно используются в России – это перевод бюджетных организаций в статус автономных, что дает руководителям больше поля для маневра. Это общепринятый международный инструмент», — прокомментировал данный вопрос Премьер-министр
За принятие Концепции бюджетной и налоговой политики члены Правительства проголосовали единогласно. Теперь данный документ направят на рассмотрение в парламент республики
«Мы предлагаем двигаться сразу в нескольких направлениях. Это и повышение уровня жизни наших граждан за счет повышения зарплат и пенсий, но это и значительные вложения в социальную инфраструктуру, вложения в ЖКХ и жилищный фонд. Только так, по мнению Правительства, мы обеспечим сбалансированный подход и укрепим фундамент экономической безопасности», — подытожил Александр Мартынов.
По материалам пресс-службы Правительства ПМР