ГТК даёт разъяснения для претендентов на включение в реестр уполномоченных операторов
Механизм включения в реестр уполномоченных операторов вызвал у экономических агентов Приднестровья ряд вопросов. Разъяснения в части предоставления финансовой отчетности и учетной политики дали специалисты Государственного таможенного комитета ПМР. Материал адресован исключительно претендентам на включение в реестр уполномоченных операторов.
В ГТК констатируют, что в соответствии со ст.216-1 Таможенного кодекса ПМР с даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр уполномоченный оператор относится к категории низкого уровня риска. При этом ему предоставляется право пользоваться на таможенной территории Приднестровья специальными упрощениями, предусмотренными статьёй 216-8 Таможенного кодекса ПМР.
В соответствии с Приказом ГТК ПМР от 08.12.2017г № 492 «Об утверждении реестра уполномоченных операторов, форм заявлений о включении в реестр и форм документов, информирующих о статусе свидетельства уполномоченного оператора» для включения в данный реестр к заявлению необходимо приложить документы, среди которых копия учётной политики юридического лица, балансовый отчёт о финансовом положении и иные документы.
В связи с тем, что уполномоченным операторам предоставляются упрощения в виде не применения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством), пользования товаром до подачи декларации на товары в порядке, установленном Таможенным кодексом ПМР, ГТК ПМР, руководствуясь ст. 216-4 ТК ПМР при рассмотрении заявлений о включении в реестр уполномоченных операторов учитывает наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций.
Согласно Закону ПМР от 17.08.2004 г. №467-З-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», учетная политика представляет собой совокупность правил, принципов и способов, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета, принятых руководством организации для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Учетная политика является основополагающим внутренним регламентирующим документом, определяющим принципы и способы ведения бухгалтерского учета в организации.
В соответствии с Приказом Министерства финансов ПМР от 26.04.2010г. № 76 «Об утверждении Стандарта бухгалтерского учета №1 «Представление финансовой отчетности» для обеспечения достоверного представления финансовой отчетности организация должна:
a) избрать и применять учетную политику в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета № 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки». Он содержит свод методологических рекомендаций, на которые должно опираться руководство при отсутствии стандарта или разъяснения, применимого к конкретной статье;
б) представлять информацию (включая учетную политику) таким образом, чтобы обеспечить уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию;
в) обеспечить дополнительное раскрытие информации в тех случаях, когда соблюдения соответствующих требований Стандартов бухгалтерского учета недостаточно для того, чтобы пользователи могли понять воздействие конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты организации.
Дополнительно: Стандарт бухгалтерского учета №1 предусматривает, что каждая организация принимает во внимание характер своей деятельности и то, какую политику ожидают увидеть пользователи финансовой отчетности организации применительно к данному виду.
В соответствии с Приказом Министерства финансов ПМР от 30.04.2009 № 111 «Об утверждении стандарта бухгалтерского учета №8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» в текущей редакции при формировании учетной политики организацией утверждаются:
а) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
б) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
в) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
г) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
д) порядок контроля над хозяйственными операциями;
е) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета с целью подготовки достоверной финансовой отчетности.
ГТК ПМР акцентирует внимание экономических агентов, претендующих на получение статуса уполномоченного оператора, на раскрытие в учетной политике именно информации, связанной с отражением в бухгалтерском учете поступления и выбытия товаров, перемещаемых через таможенную границу ПМР (импортированных и экспортированных в соответствии с избранной таможенной процедурой, в том числе оформленных с предоставлением обязательств по соблюдению ограничений пользования, установленных Законом ПМР «О таможенном тарифе» (условно выпущенных)), с перечислением применяемых форм первичных бухгалтерских документов по следующим разделам:
- порядок учета долгосрочных материальных активов;
- порядок учета запасов;
- порядок учета товаров на забалансовых счетах.
Также ГТК ПМР сообщает, что одновременно с предоставлением учетной политики предприятия подлежат предоставлению:
- план счетов, применяемый на предприятии;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов по учету запасов и долгосрочных материальных активов, подтверждающие поступление на склад, оприходование и выбытие (при экспорте, при использовании в процессе производства собственной продукции, а также при использовании давальческого сырья) — в случае применения форм документов, отличных от установленных Приказом Министерства экономического развития ПМР от 02.12.2008г. № 226 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации и перечня регистров бухгалтерского учета».
ГТК ПМР доводит до всех заинтересованных лиц, желающих получить статус уполномоченного оператора, что согласно статьи 11 Закона ПМР от 17.08.2004г. №467-З-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции «О порядке учета и раскрытия информации о запасах в рамках подготовки финансовой отчетности для органов государственной власти», утвержденной Приказом Министерства экономического развития ПМР от 16.09.2013г. №118, датой признания в учете организации запасов, приобретенных или полученных безвозмездно на территории ПМР или по договорам внешнеэкономической деятельности, является дата перехода к организации большинства рисков и выгод (преимуществ), связанных с правом собственности на эти запасы. Это право определяется условиями поставки в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс и определяется исходя из договора поставки запасов.
В соответствии с разделом 6 «Складской учет запасов» Инструкции «О порядке учета и раскрытия информации о запасах в рамках подготовки финансовой отчетности для органов государственной власти» основными документами, используемыми организацией для оформления операций по приобретению запасов, являются следующие унифицированные формы:
а) доверенность (Типовая форма № М-2);
б) приходный ордер (типовая межотраслевая форма № М-4) (Приложение № 18 к Альбому унифицированных форм первичной учетной документации) применяется для оформления поступающих запасов от поставщиков на основании товарно-транспортной накладной (по формам № 1-ТТН (утверждена Приказом Министерства экономического развития, № 1-Т (Приложение № 44 к Альбому унифицированных форм первичной учетной документации)) или из переработки. Приходный ордер составляется материально ответственным лицом в день поступления запасов на склад.
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и тому подобное) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой документ при условии наличия оттиска штампа с необходимыми реквизитами приравнивается к приходному ордеру;
в) акт о приемке материалов (форма № 429) (Приложение № 50 к Альбому унифицированных форм первичной учетной документации), который применяется для оформления приемки запасов, имеющих расхождение с данными сопроводительных документов поставщиков или поступающих без документов.
ГТК ПМР при рассмотрении заявлений о включении в реестр уполномоченных операторов будет основываться на вышеуказанных положениях.
По материалам пресс-службы ГТК ПМР