Что можно узнать при исследовании потребителей
Потребитель — одна из наиболее важных движущих сил рынка. Именно он, приобретая продукцию или услугу компании, обеспечивает ей доход. Поэтому исследование потребителей является одним из самых актуальных направлений.
Маркетинговое исследование потребителей — это исследование их установок, мотивов, образа жизни, алгоритмов принятия решения в зависимости от личных качеств, характера работы, возраста, различий в потребностях и социальном положении.
Такие исследования проводятся для определения рыночной ниши и разработки стратегии продвижения новых товаров и услуг на рынке, а также для создания методики стимулирования продаж товаров уже существующих брендов.
С помощью исследования потребителей решаются следующие задачи:
- определение доли и объема рынка конкретных товаров и услуг;
- выявление особенностей потребительского поведения;
- выявление уровня удовлетворенности покупателей определенными товарами и услугами;
- выявление потребительских предпочтений в отношении определенных торговых марок;
- составление портрета среднестатистического потребителя той или иной продукции.
При проведении исследований потребителей выявляются неудовлетворенные потребности покупателей и наличие склонности к переходу на новый продукт. Данная информация является основой для определения перспективы продвижения на рынок нового товара или услуги.
Описание портрета целевой аудитории
Составление портрета покупателя позволяет компании успешно ориентироваться на рынке, проводить рекламные кампании, разрабатывать новые предложения и акции для удовлетворения потребностей своих клиентов. Описание осуществляется по различным критериям, что позволяет изучить не только существующих покупателей продукта компании, но также и потенциальных потребителей, привлечение которых важно для завоевания стабильного положения компании в отрасли.
Критерии описание портрета целевой аудитории:
- социально-демографические характеристики (пол, возраст, социальный и финансовый статус) — это основные критерии, на которые необходимо ориентироваться при продвижении товаров и услуг
- географические, психографические, поведенческие характеристики — более глубокие исследования, позволяющие выявить частоту и объем покупок определенных товаров, интересы и предпочтения клиентов, а также их поведенческие характеристики, относящиеся к сфере потребления товаров и услуг.
Данная информация позволяет производителям более успешно и целенаправленно формировать свою ассортиментную корзину и разрабатывать стратегии продвижения товаров.
Методы исследований:
- количественные (анкетный опрос)
- качественные (фокус-группа)
На основе составленного портрета целевой аудитории возможно проведение следующих видов исследований:
- Анализ восприятия торговой марки потребителями (позволит выделить особенности и различия товара, на которые в первую очередь обращают внимание потребители).
- Исследование уровней знания, потребления и предпочтения различных торговых марок потребителями.
- Анализ покупательских запросов и требований к товару.
Изучение мотивов потребительского поведения
Изучение мотивов потребительского поведения подразумевает определение факторов, влияющих на принятие решений о выборе и покупке тех или иных товаров, что позволяет выявить конкретные причины и стимулы, воздействующие на покупателя.
Методы исследований:
- количественные (анкетный опрос)
- качественные (глубинное интервью, наблюдение, фокус-группа)
На основе полученных данных составляется прогноз потребительского поведения, который позволяет вовремя скорректировать позиционирование товара, изменить характеристики продукции, разработать новые предложения для покупателей.
Сегментация потребителей
Сегментации потребителей — выделение групп покупателей со схожими потребностями и покупательским поведением. Для продвижения определенных товаров или услуг выбирается соответствующий сегмент потребителей с наиболее емким рыночным потенциалом. Для каждого сегмента определяется возможный максимальный объем покупок.
Сегментация потребителей, изучение их потребностей, анализ поведения, определение целевых групп продукта или услуги.
Методы исследований:
- количественные (анкетный опрос)
- качественные (глубинное интервью, фокус группа).
На основе сегментации возможно проведение следующих видов исследований:
- Изучение степени лояльности и удовлетворенности непосредственных потребителей (показывает насколько потребитель готов совершить повторную покупку).
- Анализ ценовых ожиданий конечных потребителей (позволяет определить суммы, в которые покупатель оценивает предлагаемый ему товар).
На сегодняшний день исследование потребителей является одним из главных маркетинговых инструментов стимуляции продаж и продвижения новых брендов на рынок товаров и услуг. Оно помогает компаниям занять лидирующие позиции в своей сфере деятельности и удержать их в условиях конкурентной борьбы.