3 сентября 2015

Ю.Г.Ганин «О государственно-частном партнерстве и системе профессионально-технического образования в Приднестровье»

(Доклад на Августовской педагогической конференции работников просвещения  Минпроса ПМР, секция «Государственно-частное партнерство как условие развития системы профессионального образования ПМР», Тирасполь, 24 августа 2015г.)

Системы профессионального образования Приднестровья состоит из 22 организаций (4- начального, 14- среднего, 4-высшего профессионального образования) с общим количеством 20 772 студента и 1 717 педагогических работников.

В текущем году потребности всей системы образования, включая школьные, дошкольные и специальные учреждения, обеспечены бюджетными средствами на 14,1%* (Информация из Приложениях Постановлению Правительства ПМР от 28 апреля 2015 года№ 95 «Концепция развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике на 2015-2019 годы»).  Наибольшую потребность в финансировании испытывают учреждения профессионального образования. Эта ситуация беспокоит как отдельных экономических агентов, так и бизнес в целом, из-за нарастающих проблем в системе подготовки трудовых ресурсов.Но финансовые проблемы  не  являются единственными.

ТПП Приднестровья, в рамках стоящих перед ней задач, относит тематику  профессиональной подготовки кадров к  одной из наиболее приоритетных  задач в своей деятельности.   В соответствии с Законом ПМР «О торгово-промышленных палатах в Приднестровской Молдавской Республике»  от17 января 1995 года (статья 3, п.2 абзац 4) в ее обязанности  входит  и «задача   по содействию развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Приднестровской Молдавской Республике, участию  в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области».Частично эту функцию  Палата выполняет через  предоставление  услуг по деловому образованию и личностному росту в рамках созданной в ТПП Бизнес-школы. Но этот вид деятельности больше относится к информационному консалтингу, чем к системному образованию.  На сегодняшний день    участие ТПП в развитии  образовательной системы   с ориентацией на потребности экономики скорее  носит фрагментарный характер. Эту ситуацию необходимо коренным образом изменить. В активах Палаты имеется достаточно широкое представление:  о кадровой проблеме  в   бизнесе и предпринимательстве; о значительном несоответствии между системой образования и профессиональными навыками, которые необходимы работодателям;об углублении разрыва между сектором образования и сектором бизнеса в целом. Все это  свидетельствует об острой необходимости  поиска механизмов по  сближению, а в  отдельных случаях и   к объединению  в одну целостную систему   субъектов профессионального образования и   субъектов реальной экономики.

Вопрос о механизмах сотрудничества  бизнеса и  организаций профессионального образования (ОПО) имеет частный аспект в контексте темы государственно-частного партнерства (ГЧП) и общий аспект  в контекстестратегии развития Приднестровья.

1.     Проекты ГЧП в образовании.

Взаимодействие бизнеса и учреждений образования происходит в форме благотворительности, социального партнерства и государственно-частного партнерства (ГЧП).  Между государственно-частным партнерством и иными формами сотрудничества  имеется ряд существенных отличий.

 Благотворительность — это тот случай, когда работодатель или иной частный партнер безвозмездно передает образовательной организации определенные ресурсы, не предполагая и, по крайней мере, не имея юридических обязательств получить что-либо взамен.  Особенность социального  партнерства заключается в нацеленности, как правило, на создание определенных регулятивных механизмов, выходящих далеко за пределы интересов конкретного предприятия и определенного работодателя. Это, например, формирование профессиональных стандартов, или создание  общественных советов по развитию профессионального образования в которые входят представители сферы образования и реальной экономики.

 ГЧП  предусматривает: привлечение финансовых ресурсов,  как правило, со стороны частного партнера; использование ресурсов, находящихся в распоряжении или собственности государства (зданий, сооружений, оборудования);инвестиционный проект;система юридических соглашений; разделение рисков и ответственности;  четкое планирование результатов и сроков и прочие обязательства сторон.

В январе 2015 года в Приднестровье принят закон «О государственно-частном партнерстве». В  принятом Правительством перечне объектов для государственно-частного партнерства указано  три проекта в сфере образования  (Постановлении Правительства №179  от 9 июля 2015 года). В этот  перечень входят реконструкция детского сада в селе Ближний Хутор Слободзейского района, а также создание двух учебный центров профессиональной квалификации.

Для расширения ближнехуторского детского садапредполагаетсяинвестировать около 600 тыс. рублей. На эти деньги будет произведена реконструкция двух помещений и  в них  будут открыты две новые группы для детей.  Предприятия, которые решат профинансировать реконструкцию образовательного учреждения,  получат  в нем места на льготных условиях.       Что касается двухцентров профессиональной квалификации, то они будут образованы на базе учреждений профессионального образования: «Бендерского торгово-технологического техникума» и «Рыбницкого политехнического техникума».  Их создание позволит потенциальным инвесторам регулировать перечень специальностей, по которым обучаются студенты данных учебных заведений, исходя из своих потребностей,  а также  проводить профессиональную переподготовку кадров.  Для реализации каждого проекта по подсчётам Минпроса потребуется около 11 млн. 100 тыс. рублей.

Исходя из вышеизложенных  базовых  принципов ГЧП, они малоприменимы для первого объекта.   Проекты ГЧП –  это в  первую очередь бизнес, целью которого является извлечение  прибыли. Из представленных в Законе о ГЧП и в Концепции развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике на 2015-2019 годы (Постановление Правительства ПМР  №95 от 28 апреля 2015 года)возможных механизмов реализации  проектов ГЧП  ни один из этих  механизмов  в чистом виде  не приемлем  для ремонта двух помещений для детского сада.   Данный проект в силу его малых масштабов и, скорее всего, длительных  сроков окупаемости,  требует  индивидуального подхода. Механизмом его  реализации может быть договор долевого участия  предприятий в совместной реконструкции  и  оснащении зданий.  Для этого  нужен бизнес-план (инвестиционный проект), модель ГЧП, предложения по  системе гарантий и многое другое. Предварительная работа по подготовке проекта  представляет собой  сложность для госструктур из-за отсутствия  соответствующего опыта.   В  нейнеобходимо отразить не только расходную часть, которую могут разработать  частные предприятия,  но и доходную: в виде   стоимости льготы для предприятий; условий и продолжительности их предоставления; гарантий исполнения государственных обязательств и многое другое.  Гарантии инвесторам для Приднестровья болезненный вопрос, а бюджетные гарантии  еще на  порядок сложнее.  Многие представители бизнес-сообщества считают, что государственные обязательства должны быть обеспечены банковскими гарантиями.

Вопросы  качества  инвестиционных проектов и государственных гарантий  являются первоочередными  как для рассматриваемого проекта, так и в целом  для всей программы ГЧП.   Второе условие для  успешной реализации ближнехуторского проекта состоит в необходимости организационного участия в нем сельской и районной госадминистраций. Только у них есть достаточная информация для  формирования Консорциума предприятий, заинтересованных в долевом участии  в строительстве.  Существует  также вопрос о юридическом лице, которое будет представлять интересы государства в  Консорциуме.Скорее всего, это должна быть районная госадминистрация, или специально созданная некоммерческая организация, но не  учреждение дошкольного образования.

Два других объекта:  центры профессиональной квалификации– это, безусловно, важное  новшество в развитии практико-ориентированного образования  в Приднестровье и  оно представляет интерес для субъектов предпринимательской деятельности и  экономики в целом.Примеры реализации аналогичных  Центров  есть  и в РФ, и в Белоруссии, и в РМ и в других странах.  В Германии Центры Профессионального Обучения и Повышения Квалификации (ZAW ZentrumfürAus- undWeiterbildung), расположенные во всех крупных промышленных регионах страны, являются основной кузницей кадров рабочих специальностей.

В частности, в РФ   в рамках  закона от 29 декабря 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с 2013 года началось создание сети   учебных центров профессиональной квалификации (УЦПК), осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры. Данным законом такие образовательные организации как ПТУ,  колледж, техникум уже  не предусматриваются.

Решение данной задачи должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики  в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.  До конца 2018 года  запланировано создание 235 УЦПК, в 167 городах и населенных  пунктах РФ.

В целях облегчения и ускорения создания УЦПК в «Методических рекомендациях по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций», один из  предложенных вариантов по формированию УЦПКпредусматривает применение проектов ГЧП в форме концессионного соглашения.  Особенность этого варианта является то, что он предусматривает   УЦПК  в форме отдельного  юридического лица, а не структурного подразделения  иного учреждения.  Более того, для этого случая в РФ   разработана примерная форма концессионного соглашения

(Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 671 (ред. от 20.01.2015) «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов образования»).Несмотря на детальное методологическое обеспечение, по мнению ряда российских экспертов, анализ накопленного в России  опыта подводит к выводу, что реальных проектов государственно-частного партнерства, обладающих всеми присущими ему признаками, в сфере профессионального образования либо вообще нет, либо они существуют в порядке исключения, подтверждающего правило.  На сайте Единой информационной системы ГЧП  в РФ  http://www.pppi.ru/projects не зарегистрирован ни один проет ГЧП по созданию УЦПК.

В приднестровских  проектах по созданию двух Центров профессиональной квалификации предполагается их формирование как структурных  подразделений образовательных учреждений.  Это накладываент дополнительные  сложности при разработке модели ГЧП и в целом усложняет разработку экономической, юридической, организационной и финансовой частей проекта. В российской практике  в подобной ситуации  для организации государственно-частного партнерства создаются специальные организации в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. При малых  масштабах возможны другие инструменты. Это могут быть юридически обязывающие соглашения, но их гарантом должен выступать  местная власть, или правительство, поскольку автономное или бюджетное учреждение не являются собственником ресурсов.Но если  такие проекты будут сделаны, ТПП ПМР готова участвовать в процессе их популяризации, поиску заинтересованных структур, проведении обучающих курсов и  предоставлении консалтинговых услуг в рамках своих компетенций или с приглашением иностранных экспертов.

Проекты ГЧП- это форма инвестиционных проектов.  Инвестиционные процессы в Приднестровье сдерживаются  по многим, хорошо известным, причинам.  Одна из форм инвестиционных процессов – приватизация госсобственности  практически завершена. Но это одна из наиболее постых форм привлечения инвестиций. Проекты ГЧП – значительно более сложная форма, так как в ней  выше риски, сложнее гарантии и сложнее сами проекты. Особого опыта госсекторы в проведении инвестиционной политики не  приобрели. По прежнему на муниципальном и республиканском уровне не организовано инвестиционное проектирование в  полном соответствии с общепринятыми международными  нормами. На 3- Приднестровском инвестиционном форуме в 2013 году  ТПП был организован   семинар «Новые возможности для развития бизнеса –  проекты государственно-частного партнерства». Проводил его Максимов Виталий Вячеславович, к.э.н. Председатель Совета директоров ООО «ТРАНСПРОЕКТ» г. Москва.  Этого единичного мероприятия совершенно недостаточно, чтобы после принятия закона о ГЧП в ПМР этот процесс начал интенсивно продвигаться.  Первое что нужно сделать для успешного старта программы ГЧП, это провести кампанию разьяснения  и обучения проектированию  ГЧП как среди бизнес-сообщества, так и среди представителей заинтересованных госслужб. Второе- определиться с консалтинговой компанией, которая поможет сделать хотя бы несколько пилотных проекта на начальной стадии этого процесса. Третье–сформировать высококвалифицированное структурное подразделение в  составе Минэкономразвития, котороедолжно стать  методологичекским  цетром  по всем  вопросам  ГЧП.  Торгово-промышленная палата  готова заключить партнерское соглашение с уполномоченным органом  по реализации программы ГЧП и  принимать непосредственное участие в ее исполнении.

2. О взаимодействии экономики и образования.

Малые размеры Приднестровья диктуют  норму быть во всем рациональным.  Эта норма относится  и к образовательной системе.  Она должна быть максимально сфокусированной на удовлетворении кадровой портебности  всех отраслей хозяйствования.  Этого можно достичь только за счет сближения системы образования с экономической системой.  Специальности и количество студентов по ним  должны отражать структуру нашей экономики. Кадры  в приднестровских  образовательных учреждениях должны  готовиться  для приднестровских предприятий, а не для  предприятий  других стран;уровень  классификации и практических навыков выпускников учебных учреждений  должны отвечал самым высоким стандартам;  ну а сами  предприятия  должны  относится к подготовке  кадрового состава так же, как они относятся к обеспечению  техническими,   материальными, финансовым и другими   ресурсами, задействованными в бизнес-процессах.

Сегодня уровень взаимодействия систем образования и экономики  является недостаточным.  Назрела необходимость предпринять  меры по корректировке системы, в первую очередь, в области профессионально-технической подготовки,  где потребность в кадрах  стала насущной необходимостью.  Могут   ли  пилотные проеты  по переориентации  лицеев и колледжей на центры  профессиональной  квалификации, о которых решь шла  выше,  служить примером   начала  перестройки  системы профессионально-технического  образования?Обратимся опять к  опыту РФ в  аналогичных процессах.

С начала 2013 года  в РФ начался переход  к  УЦПК и этот процесс  находится в развитии.Но уже в ноябре 2013 года в соответствии с решением Наблюдательного совета АНО «Агентство  стратегических инициатив» (АСИ)  стартовалапилотная программа  «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Она предусматривает подготовку будущих специалистов по следующей схеме: теоретические знания студенты средних профессиональных учебных заведений приобретают в аудиториях, а практические – непосредственно на производственных предприятиях, их будущем рабочем месте. 30 января  2014 года  АСИ подписало соглашения с 10 регионами РФ о внедрении дуальной системы образования. Дуальное образование определено как  один из приоритетов  России в развитии промышленности и экономики в целом.

В развитие новой образовательной системы и для внедрения в ней принципов ГЧП, АСИ открыло прикладной проект на эту тему:

«Развитие государственно-частного партнерства в системе профессионального образования (создание хозяйственных обществ в профессиональных образовательных организациях»https://asi.ru/projects/8255.   Таким образом, в РФ  переход  к  дуальной системе образования  сопряжен с привлечениемдля ее развития инвестиций, на принципах ГЧП.

В Молдове  с сентября  2014  года   стартовала экспериментальная программа профессионального обучения на основе партнерства между Бельцким профессионально-техническим училищем №5 и немецким предприятием «Draexlmaier». Эта программа направлена на  внедрениеэлементов дуального обучения для подготовки рабочих/специалистов, что было закреплено в   «Стратегииразвития профессионально-технического образованияна 2013-2020 годы».

Вопрос о возможностях применения в Приднестровье дуальной системы образования остается открытым.  Хорошо известно, что лидером в ее разработке и применении является Германия.  Вместе с ней дуальную систему давно применяют  Швейцария, Австрия и Дания. Не так давно  дуальная система внедрена и развивается в  Хорватии, Чехии, Франции, Португалии, Финляндии и ряде других стран. Опыт ее внедрения в РФ, станет  понятным в ближайшие годы.  Очевидно, что  Приднестровью не следует оказаться на обочине этого процесса.  По мнению ТПП дуальную систему образования в Приднестровье следует развивать в виде пилотных проектов применительно к отдельным специальностям, по которым не обеспечивается подготовка полноценных специалистов.

Кокой должна быть система образования Приднестровья в будущем? Какие профессиональные кадры,  сколько и как  она должна их  готовить?   Ответы на эти и многие другие вопросы должна дать Стратегия развития Приднестровья.  Одним из первых элементов стратегии развития  является  миссия: что Приднестровье несет миру, какое его  место в международном распределении труда, какой его образ будущего?  Консолидированного видения миссии Приднестровья  сегодня нет.  Наиболее часто  звучат следующие предложения: «Индустриальный край», «Цветущий сад»,    «Инвестиционная гавань»  и много других.   Обсуждался этот вопрос и в ТПП.    Наше предложение – «страна предпринимательства».

Действующая экономика не может предоставить рабочие места всему трудоспособному населению. Значит, нужно дать в руки людей  инструменты,  с помощью которых  они  будут строить свое будущее в Приднестровье и не  уезжать за его пределы.   Альтернативой традиционному трудоустройству  может стать сфера предпринимательства.  Для этого  людям нужно дать системные знания о ведении предпринимательской деятельности,  создать благоприятный  бизнес-климат, сформировать  особое  отношение государства и общества к предпринимательству.

Будет такое предложение принято, или нет, но хотелось бы, чтобы наша образовательная система на разных уровнях, начиная со школ и заканчивая университетами, практиковала  обучение  экономическим знаниям.  Поискбизнес-идеи, основы  бизнес-планирования, знания основ кредитования и многое другое для открытия собственного дела- все это учащиеся должны освоить в рамках образовательных учреждений.Экономическая грамотность и предпринимательская компетентность со временем могли бы стать  исключительной особенностью и конкурентным преимуществом  жителей Приднестровья.

Существует и много других взаимовыгодных  направлений для взаимодействия бизнес-структур и учреждений  образования:

— Анализ состояния рынка труда: спроса  и предложений;

— Анализ  приоритетов молодежи  по выбору специальностей;

—  Адаптация   и внедрение  стандартов профессионального образования  третьего поколения;

—  Разработка  учебных планов  и  программ стажировок на производственных предприятиях;

— Разработка совместной инициативы  по предоставлению налоговых льгот для  организаций,  инвестирующих в  организации профессионального образования, а также несущих   затраты на  практику студентов,  подготовку и переподготовку кадров.

3. Заключение. Будущее профессионального образования, прежде всего профессионально-технического, заключается в налаживании постоянных контактов с работодателем, постоянных контактов с бизнесом для того, чтобы все те специалисты, которые готовятся в профессионально-технической среде, были востребованы впоследствии на практике.

Для достижения этих целей требуются согласованные усилия всех заинтересованных сторон: компетентных министерств,   руководителей образовательных структур, отраслевых   ассоциаций, ТПП,  объединений работодателей, профессиональных союзов, экономических агентов – лидеров в соответствующей сфере специализации. Другими словами, нужна консолидированная  общегосударственная платформа  для эффективного системного  диалога   между системой профессионального образования и системой экономики.Такой платформой должен был  стать «Республиканский государственно-общественном координационном совете социальных партнеров по подготовке кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования»,  персональный составкоторого  был  утвержден  Правительством в 2013 года.