Юрий Ганин: «Внешнеторговые связи Молдовы и Приднестровья в условиях конкурирующих интеграций»
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ МОЛДОВЫ И ПРИДНЕСТРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРИРУЮЩИХ ИНТЕГРАЦИЙ
Юрий Ганин, президент Торгово-промышленной палаты ПМР
Международный научно-общественный журнал «Мир перемен» №2, 2016 год с.82-98
Главный редактор, директор Института экономики РАН, Р. С. Гринберг
Республика Молдова (РМ), сохраняя членство в СНГ и участие в Договоре о зоне свободной торговли стран СНГ, с сентября 2014 г. начала имплементацию положений Соглашения об ассоциации с ЕС, включая создание углубленной всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ). Тем самым она стала участницей двух больших зон свободной торговли и территорией с наложением евразийского (ранее существовавшего) и европейского (начавшегося) интеграционных процессов. В Соглашении об ассоциации не был принят во внимание статусный территориальный конфликт между Молдовой и Приднестровьем. Внешнеполитическая ориентация Приднестровья на евразийскую интеграцию также была проигнорирована. В сложившейся ситуации возникли новые шансы и угрозы как для торговых отношений Молдовы и Приднестровья с Западом и Востоком, так и для молдово-приднестровско-го урегулирования.
Экономика Приднестровья
Приднестровская Молдавская Республика (ПМР, или Приднестровье) относится к числу малых индустриальных территорий с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка (табл. 1). Основу экономики Приднестровья составляет промышленность. После распада Советского Союза на его территории оказалось около 40% промышленных мощностей советской Молдавии. Из-за малых размеров внутреннего рынка более 85% произведенной продукции
Таблица 1. Основные макроэкономические параметры ПМР и РМ, 2014 г.
Наименование показателей |
РМ |
ПМР |
Площадь территории, тыс. км2 |
33,8 | 4,16 |
Население, тыс. чел. |
3 555,2 | 505 |
Численность занятых в экономике, тыс. чел. |
1 113,1 | 142,4 |
Численность пенсионеров, тыс. чел. |
669,9 | 141,3 |
Среднемесячная заработная плата, долл. |
297 | 356 |
Среднемесячная пенсия, долл. |
77 | 122 |
ВВП, млн долл. |
7 942,3 | 1 116,8 |
ВВП/чел., долл. |
2 234 | 2 211 |
Доходы государственного бюджета, млн долл. % к ВВП |
3 024,2 38,1 | 286 25,6 |
Дефицит государственного бюджета, % к ВВП |
1,7 | 7,2 |
Темпы девальвации в 2014 г., % |
119,6 | 100,0 |
Индекс потребительских цен, % к декабрю 2013 г. |
104,7 | 101,0 |
Источники: Национальное бюро статистики Республики Молдова // http://www.statistica.md/category.php?l=ru&idc=336; Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики 2015, ГС Статистики. Тирасполь, 2015; Государственный таможенный комитет Приднестровья // http://customs.tiraspol.net/content/category/18/69/148/
Приднестровья экспортируется, а импортируется в основном сырье, материалы и комплектующие, необходимые для обеспечения производственного сектора, а также продукты питания. География торговых отношений Приднестровья достаточно широкая. Товарооборот ПМР за последние пять лет осуществлялся с более чем 100 странами мира и в последние годы составлял около 2 млрд долл. (табл. 2). Большое количество стран — торговых партнеров свидетельствует о высокой степени интернационализации хозяйственной деятельности и о значительной открытости экономики республики. В связи с этим изменения конъюнктуры мировых рынков, торговых режимов между странами, внешнеполитических отношений с соседними государствами как со странами транзита существенно сказываются на всей экономической жизни Приднестровья.
Таблица 2. Внешняя торговля ПМР в 2000-2015 гг., млн долл.
Показатели | 2000 | 2005 | 2010 |
2012 |
2014 |
2015 |
Внешнеторговый оборот |
784 |
1 435 |
1 879 |
2 497 |
2 350 |
1 749 |
Экспорт |
328 |
580 |
585 |
697 |
716 |
611 |
Импорт |
462 |
856 |
1 295 |
1 800 |
1 635 |
1 138 |
Сальдо торгового баланса |
-139 |
-276 |
-710 |
-1103 |
-919 |
-527 |
ВВП |
199 |
511 |
992 |
1 054 |
1 117 |
— |
Источник: Государственный таможенный комитет Приднестровья.
В течение последнего десятилетия главными торговыми партнерами Приднестровья были Россия, Украина, Республика Молдова и страны ЕС (рис. 1). Товарные поставки из ПМР за этот период для одних стран существенно изменились, для других — носили устойчивый характер. Так, экспорт из Приднестровья в РФ в 2002-2007 гг., т.е. вплоть до введения запрета на транзит через Украину товаров с приднестровскими товаросопроводительными документами, заверенными Таможенным комитетом ПМР, увеличился до 46% от ее общего экспорта. В дальнейшем объем поставок из Приднестровья в Россию стал сокращаться, составив в 2015 г. лишь 8%.
Противоположная картина наблюдалась для приднестровского экспорта в Молдову. Он уменьшался вплоть до 2007 г. (6,5%), а потом стал расти и в 2015 г. достиг 49%. Эти изменения, в первую очередь, были вызваны сменой собственника электростанции МГРЭС, им вместо российско-бельгийской компании «Saint Gvidon Invest» стала российская компания «Интер РАО ЕС», которая с 2007 г. начала резко увеличивать поставки электроэнергии в РМ. Экспорт в ЕС и Украину сохранял соответственно стабильно средний (25-30%) и стабильно низкий (5-10%) уровень.
Наиболее значимые статьи приднестровского экспорта: металлопрокат, электроэнергия, цемент, хлопчатобумажные ткани, одежда и обувь, электрические машины, электроизоляционные материалы, кабельная продукция, литейные машины, зерновые продукты, овощи и фрукты, консервная продукция, вина и коньяки.
В 2015 г. рецессия экономик и девальвация национальных валют в странах — основных торговых партнерах (РФ, Украина, Молдова, ЕС) в сочетании с фактором административного удержания курса приднестровского рубля оказывали синергетическое давление на экономику Приднестровья. Это и стало ключевым фактором экономического кризиса в республике. Приднестровские товары при текущем курсе монетарной политики с середины 2014 г. начали терять ценовую конкурентоспособность на внешних рынках.
Рис. 1. Распределение экспорта Приднестровья среди основных торговых партнеров в 2002-2015 гг.
Источник: составлено автором по данным Государственного таможенного комитета Приднестровья.
Темпы снижения курсов национальных валют к доллару США по итогам 2014 г. на Украине составили 97,4%, в Молдове — 19,6%, а в России — 71,9%. В 2015 г. эти процессы продолжались: в РФ девальвация составила 29,5% (к уровню 2014 г.), на Украине — 52,2%, в Молдове — 25,9%. В Приднестровье с 2012 г. местный рубль не девальвировал: его официальный курс к доллару США уже пятый год удерживается в пропорции 11,1:1. В результате приднестровский экспорт в 2015 г. сократился относительно уровня 2014 г. на 15%. Последствия интеграционных процессов также сказываются на экономике Приднестровья, но на текущий момент они имеют второстепенное значение.
Торговля между Молдовой и Приднестровьем
Взаимная торговля выступает одним из наиболее информативных показателей уровня отношений и доверия между торговыми партнерами. В отличие от других территориальных конфликтов, торговля между левым и правым берегом Днестра никогда не прекращалась. Однако конфликт всегда отражался на ее параметрах, динамике и ре-жимности. В 1996-2001 гг. Приднестровье имело реальную самостоятельность во внешнеэкономической деятельности. Все товары экспортировались при приднестровском таможенном обеспечении. В 2001 г. Молдова объявила торговым партнерам об изъятии из обращения таможенных печатей ПМР, а с марта 2006 г. таможенные органы Молдовы и Украины полностью закрыли ввоз и транзит через Украину товаров с приднестровскими товаросопроводительными документами, заверенными печатями Таможенного комитета ПМР.
На сегодня экономические агенты Приднестровья при экспорте своей продукции вынуждены первоначально выполнять таможенное оформление грузов в Приднестровье, после чего транспортировать их в Молдову и там повторять таможенное оформление. Другим важным условием внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стала обязательная регистрация предприятий в Молдове. Тем самым Приднестровье потеряло возможность самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности. Молдова полностью контролирует приднестровский экспорт и частично — импорт. Все решения по механизму ведения Приднестровьем внешней и взаимной торговли Молдова приняла в одностороннем порядке, без согласования с ним. Подобные решения в Приднестровье именуют «экономической блокадой».
Введенные с 2006 г. ограничения на ВЭД Приднестровья сохраняются по сей день. Созданные барьеры для ведения внешней торговли наряду с другими факторами стали причиной роста приднестровского экспорта в Молдову с 2007 г. (рис. 1).
Приднестровье экспортирует в Молдову электроэнергию, портландцемент, песок и песчано-гравийную смесь, хлопчатобумажные ткани, металлопрокат, кабельную продукцию, двигатели и генераторы, коньяк, семена подсолнечника, спирт этиловый, ячмень, масло подсолнечное, кукурузу. В Молдове закупаются отходы и лом черных металлов, лекарства, упаковка, молочная продукция, кондитерские изделия, консервная продукция, вино и пиво.
В 2009-2014 гг. товарооборот между двумя берегами Днестра увеличился с 217,2 до 395,5 млн долл., а в 2015 г. — снизился до 376, 9 млн долл. Во внешней торговле Приднестровья доля его товарооборота с Молдовой за последние семь лет выросла с 12,8 до 21,5%. Приднестровский экспорт в Молдову за указанный период вырос со 192,3 до 299,9 млн долл., что в структуре общего экспорта составило 34 и 49% соответственно. Импорт из Молдовы за тот же период вырос с 24,9 до 77 млн долл., однако в общем объеме импортируемых в Приднестровье товаров он составлял всего 3 и 7% соответственно (табл. 3).
В общей структуре внешней торговли Молдовы товарооборот с Приднестровьем не учитывается, поскольку он рассматривается как внутренний. В связи с этим для оценки параметров торговли с Приднестровьем к данным официальной молдавской статистики по внешней торговле были добавлены объемы продаж и покупок из Приднестровья. В результате товарооборот с Приднестровьем за 2009-2015 гг. вырос с 4,8 до 6%, а доля экспорта в Приднестровье -с 1,9 до 3,4% в общей структуре молдавского экспорта; доля же импорта из Приднестровья увеличилась с 5,9 до 7,4% в общей структуре молдавского импорта (табл. 3).
Таблица 3. Динамика торговых отношений Молдовы и Приднестровья в 2009-2015 гг.
Параметры торговли | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Товарооборот РМ и ПМР, млн долл. |
217,2 |
246,9 |
300,2 |
373,7 |
317,6 |
395,5 |
376,9 |
Экспорт ПМР в РМ, млн долл. |
192,3 |
202,9 |
214,3 |
248,8 |
234,5 |
278,8 |
299,9 |
Доля экспорта в РМ в общем экспорте ПМР, % |
34,0 |
34,5 |
30,9 |
35,7 |
40,0 |
38,0 |
49,0 |
Импорт в ПМР из РМ, млн долл. |
24,9 |
44,0 |
85,9 |
124,9 |
83,1 |
116,7 |
77,0 |
Доля импорта в ПМР из РМ в общем импорте в ПМР, % |
3,0 |
3,4 |
5,0 |
6,9 |
5,0 |
8,0 |
7,0 |
Общий товарооборот ПМР, млн долл. |
1690,7 |
1879,5 |
2427,9 |
2496,8 |
2232,5 |
2350,8 |
1749,4 |
Доля товарооборота ПМР с РМ в общем товарообороте ПМР, % |
12,8 |
13,1 |
12,4 |
15,0 |
14,2 |
16,8 |
21,5 |
Общий товарооборот РМ, млн долл. |
4561,2 |
5396,8 |
7408,1 |
7374,8 |
7920,6 |
8052,0 |
6330,6 |
Доля товарооборота РМ с ПМР в общем товарообороте РМ, % |
4,8 |
4,6 |
4,1 |
5,1 |
4,0 |
4,9 |
6,0 |
Общий экспорт РМ, млн долл. |
1282,9 |
1541,5 |
2216,8 |
2161,9 |
2428,3 |
2618,3 |
2266,8 |
Доля экспорта РМ в ПМР от общего экспорта РМ, % |
1,9 |
2,9 |
3,9 |
5,8 |
3,4 |
4,5 |
3,4 |
Общий импорт РМ, млн долл. |
3278,3 |
3855,3 |
5191,3 |
5212,9 |
5492,3 |
5433,7 |
4063,8 |
Доля импорта в РМ из ПМР от общего импорта в РМ, % |
5,9 |
5,3 |
4,1 |
4,8 |
4,3 |
5,1 |
7,4 |
Примечание. Общий товарооборот Молдовы (в том числе ее общий объем экспорта и импорта) увеличен на объем экспорта и импорта в/из Приднестровья. Источники: http://www.statistica.md/category.php?l=ru&idc=336; http://customs. tiraspol.net/content/category/18/69/148/
Таким образом, доля приднестровских товаров и услуг на молдавском рынке незначительна и составляет лишь 6-7% от импорта в Молдову, так же, как и доля молдавских товаров на приднестровском рынке — 3-7% от общего объема ввозимых товаров. По итогам 2015 г. сальдо торгового баланса составило 222,9 млн долл. в пользу Приднестровья. При этом на аналогичную сумму Приднестровье экспортирует в Молдову электроэнергию. Если эту сумму вычесть из объема приднестровского экспорта в РМ, то товарные потоки приблизительно сравняются. Из представленных параметров торговых отношений между двумя берегами Днестра следует, что только показатель приднестровского экспорта в Молдову имеет большой удельный вес в приднестровской торговле. Остальные параметры взаимной торговли малозначительны.
Несмотря на наличие товарооборота между двумя республиками, у них по-прежнему отсутствуют формализованные договоренности о правилах взаимной торговли, применяются тарифные и нетарифные барьеры, имеет место двойное налогообложение. У Кишинева и Тирасполя отсутствует общее видение системы взаимных экономических отношений. Кишинев рассматривает торговлю с Приднестровьем в качестве составной части внутренней торговли Молдовы, но при этом применяет ввозной НДС на приднестровские товары как на товары, произведенные в третьих странах, а также целый ряд нетарифных барьеров. Тирасполь расценивает торговые отношения с правым берегом как часть внешних торговых отношений и внешнеэкономической деятельности. Эта разница в подходах выражается в том, что каждая из сторон ведет торговлю по своим, установленным в одностороннем порядке, правилам и нормам. Отсутствие договоренностей о торговых режимах порождает высокую степень недоверия во взаимной торговле, которая носит неустойчивый характер, подвержена непрогнозируемым изменениям и в целом тормозит развитие экономик.
В качестве будущей системы экономических отношений с Приднестровьем Кишинев предлагает «единое экономическое пространство», а Тирасполь в свою очередь оперирует понятиями «режим/зона свободной торговли». По мнению Кишинева, распространение молдавского законодательства на таможенную, банковскую, правовую, финансовую и другие сферы Приднестровья составляет суть «единого экономического пространства», конечная цель создания которого — реинтеграция страны. Кишинев исходит из того, что в целях сохранения преференций на европейских рынках Приднестровье вынужденно будет принять идею «единого экономического пространства». Фактически, Кишинев предлагает Тирасполю сделать выбор между государственностью и доступом к европейским рынкам.
Тирасполь же выступает за заключение соглашения о свободной (беспошлинной) торговле и тем самым формализации своих отношений с Кишиневом. На фоне неблагоприятной динамики политического урегулирования экономические процессы могли бы стать положительным драйвером, способным трансформировать конфликт путем укрепления взаимных интересов сторон.
Изменить сложившуюся конфронтацию под силу новой парадигме молдово-приднестровских отношений, в основу которой необходимо заложить принципы меморандумов Примакова (Московский меморандум 1997 г.) и Козака (2003 г.). Переход от парадигмы «реинтеграция» к парадигме «интеграция» на Днестре представляет интерес не только для повышения региональной стабильности, но и создания модели взаимодействия европейского и евразийского интеграционных модулей. Построение на Днестре региональной зоны свободной торговли могло бы коренным образом изменить отношения между Тирасполем и Кишиневом.
Торговля с Евросоюзом
Соглашение об ассоциации между ЕС и Республикой Молдова было подписано и ратифицировано РМ в 2014 г. и с 1 сентября 2014 г. вступило в силу в режиме временного применения. В области экономической интеграции предполагается создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕС и Молдовой. По оценкам европейских аналитиков, внедрение УВЗСТ должно способствовать экономическому росту РМ (табл. 4).
По данным Национального бюро статистики РМ, экспортные поставки из Молдовы в страны ЕС в 2015 г. уменьшились всего на 2,3% и составили 1 217,6 млн долл., или 61,9% от общего объема экспорта республики. В то же время экспорт Молдовы в страны СНГ сократился на 1/3 и составил 492,3 млн долл., или 25% от общего экспорта (Расчеты автора по данным Национального бюро статистики РМ).
В отличие от Молдовы для Приднестровья до 1 января 2016 г. в рамках соглашения УВЗСТ РМ-ЕС был продлен режим Автономных торговых преференций (АТП). Торговые отношения Приднестровья в 2015 г. сохранили тренд, сформировавшийся в последние пять лет (рис. 1, табл. 5).
Таблица 4. Прогноз роста экономических показателей РМ
Показатели |
Краткосрочный период |
Долгосрочный период |
Национальный доход, млн евро |
+ 75,5 |
+ 142,4 |
Рост ВВП, % |
3,2 |
5,4 |
Рост экспорта, % |
14,8 |
16,2 |
Рост импорта, % |
6,4 |
7,7 |
Рост заработной платы, % |
3,1 |
4,8 |
Индекс потребительских цен, % |
-1,0 |
-1,3 |
По итогам 2015 г. при общем товарообороте 1 749 млн долл. на СНГ приходилось 74%, на ЕС — 23%. Противоположная ситуация наблюдается в распределении экспортируемой продукции: общий экспорт составлял 611 млн долл., из которого на Молдову приходилось 49%, на ЕС — 32, на РФ — 7, на ТС — 8%. Совокупная доля ЕС и РМ в экспорте ПМР составляла 81%. Такой перекос приднестровского экспорта на Европу и Молдову сложился не так давно.
Еще в 2006 г. экспорт в ЕС составлял 26,5%, в РМ — 8,4, а в РФ -46,2%. С тех пор география рынков сбыта существенно изменилась. После введения Молдовой и Украиной в 2006 г. нового таможенного режима для Приднестровья, а также после международного финансового кризиса в 2008-2009 гг. и девальвации валют многих стран в 2014-2015 гг. приднестровский экспорт на Восток стал снижаться, а на Запад и в Молдову — увеличиваться. По меткому выражению экс-министра иностранных дел ПМР В. Лицкая, у Приднестровья «голова смотрит на восток, а ноги идут на запад». По расчетам правительства Приднестровья, потеря торговых преференций в торговле с ЕС после 1 января 2016 г. может обернуться потерей 39% производства, 65 — экспорта, 57 — внешнеторгового оборота, 36 — налоговых поступлений в бюджет и 23% — ВВП. Объективная реальность, в которой находится Приднестровье, диктует необходимость поиска безошибочно выверенных решений и эффективных шагов, которые позволили бы сохранить существующие торговые режимы с Западом и Востоком.
Источники: Trade Sustainability Impact Assessment in Support of Negotiations of a DCFTA between the EU and Georgia and the Republic of Moldova. Final Report (Client: European Commission — DG Trade)/ECORYS. Rotterdam. 27 Oct. 2012.
Таблица 5. Показатели внешней торговли Приднестровья в 2014-2015 гг.
Параметры торговли | Общие показатели |
СНГ |
РФ |
РМ |
ТС | ЕС |
Товарооборот, млн долл.:
2015 2014 |
1 749
2 350 |
1 294 1 677 | 635 860 | 377 395 | 702 1 017 | 398 565 |
Темпы роста 2015 к 2014,% |
-23,8 |
-23 |
-26 |
-5 |
-31 |
-30 |
Доля в общем товарообороте, %:
2015 2014 |
100 100 |
74 71 | 36 37 | 22 17 | 40 43 | 23 24 |
Экспорт, млн долл.: 2015 2014 |
611 716 |
402 434 |
47 100 | 300 279 | 50 105 | 199 270 |
Темпы роста экспорта 2015 к 2014,% |
-20,5 |
8 |
-53 |
7 |
-53 |
-23 |
Импорт, млн долл.: 2015 2014 |
1 138 1 635 |
892 1 243 | 587 760 | 77 117 | 652 912 | 199 3 293 |
Источник: Государственный таможенный комитет Приднестровья.
Потенциальные риски и возможности в торговых отношениях Приднестровья со странами Евросоюза после 1 января 2016 г.
Как отмечалось ранее, режим АТП для торговли Приднестровья с ЕС продлен до 1 января 2016 г. В конце 2015 г. Приднестровье должно было сделать выбор и определиться — как оно будет торговать со странами Евросоюза в условиях действия режима УВЗСТ РМ — ЕС. Сложность выбора состоит в том, что этот режим включает не только экономический, но и политический аспект. Внешнеполитические ориентиры Кишинева и Тирасполя диаметрально противоположны, наличие политического конфликта между ними не было принято во внимание при разработке Соглашения об ассоциации между РМ и ЕС. Скорее всего, сделано это было в расчете на то, что Приднестровье вынужденно будет безоговорочно принять УВЗСТ. Но этого не произошло. С 1 января 2016 г. начал действовать временный переходный режим, сохраняющий множество неопределенностей и содержащий некоторое поле для поиска компромиссных решений. Значительный ажиотаж вокруг приближавшегося часа икс, как стали называть 1 января 2016 г., был продиктован различиями в требованиях к Приднестровью со стороны как различных структур Еврокомиссии, так и РМ, исполнение которых ставилось условием сохранения беспошлинной торговли с Европой.
Рассмотрим в связи с этим ключевые требования и интересы Евросоюза.
Позиция Департамента торговли ЕК. Главный переговорщик от ЕС по УВЗСТ с РМ, глава Департамента торговли ЕК (DGTrade) Л. Девинь, считал, что Приднестровье обязано выполнить все правила УВЗСТ. К первоочередным требованиям относились: политическая декларация руководства ПМР о присоединении к УВЗСТ, отмена пошлин на европейские товары, доступ представителей молдавских госструктур к контролю за приднестровскими производствами, переход Приднестровья на европейские стандарты.
Л. Девинь — сторонник жесткой линии и в части переговорного формата: прямые переговоры и договоренности между ПМР и ЕС в рамках двустороннего формата категорически исключены; отклонения от правил Соглашения могут иметь место только в результате договоренностей между Приднестровьем и Молдовой; специальный торговый механизм для Приднестровья невозможен. Тогда, если правила УВЗСТ не будут приняты Приднестровьем в полном объеме, то его торговля с ЕС будет в дальнейшем осуществляться на условиях режима наибольшего благоприятствования (РНБ), который предполагает взимание пошлин на импортируемый в ЕС товар.
В обобщенном виде такая позиция характеризовалась формулой «или все, или ничего». Выполнить эти условия Приднестровье может только в том случае, если примет юрисдикцию Молдовы и фактически растворится в ней. Вариант «ничего» означал бы существенное сокращение внешнеторговых отношений Приднестровья, построение реальной административной границы между Молдовой и ПМР, углубление раскола между двумя берегами Днестра. В совокупности это могло привести к появлению изолированного анклава внутри восточноевропейского пространства.
Позиция Европейской службы действий (EEAS) и делегации ЕС в РМ. В отличие от экономического блока, политический блок Евро-комиссии имел несколько иную позицию относительно торговых взаимоотношений с Приднестровьем. Исходя из стратегических планов Евросоюза по распространению своего влияния на Восточную Европу через программу «Восточного партнерства», представители политического блока выступали за более взвешенный и конструктивный диалог с приднестровской стороной. Они действовали с позиции «мягкой силы», которую отражала делегация ЕС в Молдове в лице ее руководителя П. Тапиолы. Благодаря влиянию политического блока ЕК приднестровским предприятиям был сохранен режим автономных торговых преференций до конца 2015 г., в то время как для Республики Молдова данный режим действовал только до 1 января 2015 г.
Летом 2015 г. в ЕК была разработана «дорожная карта» действий Приднестровья с целью предотвращения тупиковой ситуации, и в начале сентября она была вручена молдавской и приднестровской сторонам. Из различных комментариев известно, что в этом документе первоочередные требования сводились к следующему: Приднестровье должно обнулить пошлины на европейские товары; обеспечить процедуру подтверждения страны происхождения и процедуры фитосани-тарного и ветеринарного контроля производств продуктов питания.
Позиция миссии ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине (European Union Border Assistance Mission to Moldova and Ukraine -EUBAM) начала свою деятельность 30 ноября 2005 г. в ответ на совместное обращение президентов Республики Молдова и Украины к ЕК. Зоной ее действия выступает молдавско-украинская граница протяженностью 1 222 км, включая приднестровский участок на протяжении 453 км. С помощью EUBAM в 2006 г. Украина по договоренности с Молдовой перекрыла прямой вывоз и транзит экспортируемой продукции из Приднестровья через Украину. С этого момента все приднестровские товары стали перемещаться только через территорию Молдовы и при наличии молдавского таможенного обеспечения.
После подписания Молдовой и Украиной Соглашений об ассоциации с ЕС в 2014 г. в задачи Миссии входит также контроль за выполнением требований данных Соглашений, включая торговый блок -УВЗСТ. С мая 2015 г. Украина предприняла еще один недружественный к Приднестровью шаг — она запретила прямой ввоз в Приднестровье подакцизных товаров. Теперь это стало возможным делать только через Молдову. Мандат Миссии продлевался уже трижды (в 2007, 2009 и 2011 гг.), причем действующий ранее мандат истек 30 ноября 2015 г.
На сегодня Молдова и Украина при участии EUBAM разработали проект по размещению на пункте пропуска «Кучурган», граничащим с Приднестровьем, совместного молдавско-украинского таможенного поста. Предполагается, что вся импортируемая в Приднестровье продукция будет подвержена контролю молдавских таможенных органов. Риск для Приднестровья в появлении на украинском пункте пропуска молдавского таможенного поста состоит в том, что в будущем это откроет для Молдовы потенциальную возможность взимать таможенные платежи на ввозимую в Приднестровье продукцию. Это может стать еще одной угрозой для снижения доходов бюджета Приднестровья.
Кроме того, расхождение в таможенном законодательстве, таможенных тарифах, фитосанитарных и ветеринарных нормах у Молдовы и Приднестровья может стать еще одним барьером во внешней торговле ПРМ. Миссия увязывала добровольное согласие Приднестровья на открытие молдавско-украинского поста с сохранением для ПРМ беспошлинной торговли с ЕС после 1 января 2016 г. В дальнейшем, по мнению представителей Миссии, Приднестровье может получить «утешительный приз» в виде возможности движения экспортных приднестровских грузов не только через Молдову, но и через эти посты. При этом всем хорошо известна конечная стратегическая цель Миссии — включение Приднестровья в единое таможенное пространство Молдовы.
Ключевые интересы и требования Молдовы
Угроза дальнейшему сохранению преференциальной торговли Приднестровья с ЕС (сначала после 2015 г., а теперь после временного переходного режима) и антиприднестровская риторика Украины с 2014 г. — вот на что упирает Кишинев сегодня в отношении Приднестровья. Суть его современной политики выражается формулой: «Тирасполю деваться некуда». Сегодня все действия Молдовы рассматриваются только через призму давних стратегических целей — реинтеграции страны. Отсюда ее намерение дополнить упомянутые первоочередные положения «дорожной карты» ЕК для Приднестровья новыми требованиями:
- привести приднестровскую таможенную номенклатуру товаров в соответствие с молдавской;
- сравнять таможенные тарифы и акцизы с молдавскими;
- принять к исполнению молдавские правила доступа европейских товаров на внутренний рынок;
- предоставить допуск молдавской санитарной и фитосанитар-ной службам на предприятия левобережья Днестра;
- обеспечить молдавским таможенным службам условия для проведения процедур подтверждения происхождения товаров.
Временный торговый режим
В ноябре 2015 г. в ходе ежегодной баварской конференции по содействию развития доверия, которую проводит ОБСЕ при финансовой поддержке МИД Германии, в рамках закрытых трехсторонних консультаций (ЕС — Молдова — Приднестровье) были достигнуты договоренности об условиях временного сохранения Приднестровьем преференциальной торговли с ЕС, начиная с 1 января 2016 г. В экспертном сообществе в течение 2015 г. активно обсуждались следующие возможные варианты таких договоренностей:
- Приднестровье официально присоединяется к соглашению УВЗСТ РМ — ЕС с 1 января 2016 г.;
- Приднестровье официально не присоединяется к УВЗСТ;
- режим АТП для Приднестровья продлевается на 1-2 года при условии, что по истечении этого срока Приднестровье начнет торговать с ЕС по согласованным нормам и правилам;
- Приднестровье официально присоединяется только к Зоне свободной торговли с ЕС, а не ко всему комплексу УВЗСТ;
- Приднестровье неофициально присоединяется к Зоне свободной торговли с ЕС, а не ко всему комплексу УВЗСТ.
В связи с тем, что Молдова и ЕС с 2001 г. противятся формализации договоренностей с Приднестровьем (в августе 2001 г. В. Ворониным и И. Смирновым было подписано последнее соглашение между Молдовой и Приднестровьем), по мнению экспертов, единственным достоверным вариантом стала неофициальная форма договоренности. Объективные обстоятельства указывали также на то, что договоренности могут иметь временный характер и достигаются ради единственной цели — избежать обострения обстановки на Днестре. Этим условиям в наибольшей мере соответствовал пятый вариант договоренностей, который и был реализован в конце 2015 г.
Совет Ассоциации ЕС и Республики Молдова своим Решением №1/2015 от 18 декабря 2015 г. о функционировании (применении) раздела V Соглашения об ассоциации между Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдовой, с другой стороны, приняли решение о распространении его действия на всю территорию Республики Молдова.
В свою очередь, представители приднестровских властей заявили, что баварские договоренности не содержат в себе положений об исполнении Приднестровьем всех условий УВЗСТ. Тем самым публичными стали расхождения в интерпретации договоренностей. В связи с тем, что они были заключены в форме non-paper, каждая из сторон договоренностей понимает их по-своему. Так, приднестровские участники переговоров вкладывают в них следующий смысл:
- это не УВЗСТ и не АТП, а временный особый торговый режим;
- срок действия — 2 года;
- в течение этого срока приднестровские товары будут экспортироваться в ЕС на беспошлинной (преференциальной) основе;
- до 1 января 2017 г. Приднестровье обнулит пошлины на 2 500 товарных позиций (по шести знакам системы кодирования товаров), импортируемых из ЕС, а к 1 января 2018 г. — оставшиеся 2 500 товарных позиций;
- на протяжении 2016 г. Приднестровье приведет свою систему ТН ВЭД к Гармонизированной системе ВТО в редакции 2012 г.;
- Молдова и Приднестровье будут развивать сотрудничество в области технического регулирования, фитосанитарных и санитар-но-ветеринарных мер, в таможенной сфере и пр.;
- ЕС возьмет на себя гарантии, что госорганы РМ не будут препятствовать приднестровскому экспорту в ЕС;
- при проведении таможенных процедур, а также при применении технических требований к европейской продукции Приднестровье будет придерживаться нормативов ВТО.
Несмотря на то, что единые оценки сути решений не достигнуты, очевидно, что есть основания говорить о выработке и согласовании компромиссного подхода, который предполагает применение как элементов УВЗСТ (DCFTA), так и особых условий для преференциального доступа приднестровских товаров на европейские рынки. Что произойдет через два года — остается неизвестным.
Торговля с Российской Федерацией
Создание зоны свободной торговли между Молдовой и ЕС обернулось для Молдовы крупными прямыми внешнеторговыми потерями. Последние обусловлены введением Россией ограничений на ввоз ряда молдавских товаров и последовавшим сокращением экспорта в РФ, которая выступала самой крупной страной — импортером молдавских товаров.
В целом за время функционирования зоны свободной торговли со странами ЕС (сентябрь 2014 г. — июль 2015 г.) молдавский экспорт в РФ уменьшился на 250,3 млн долл., а экспорт в страны ЕС увеличился всего на 0,7 млн долл. Таким образом, абсолютные потери от сокращения экспорта на российский рынок почти в 360 раз (!) оказались больше, чем приобретения от увеличения экспорта на европейский рынок (Горелова Е. В., Пойсик М. А. Экономическая повестка Соглашения об ассоциации между странами Европейского союза и Республикой Молдова — первые итоги: Аналит. докл. // Международная конференция «Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова и странами Европейского союза: год спустя после подписания». Кишинев 28.09.2015 г.).
На снижение молдавского экспорта в РФ в первую очередь повлияли следующие факторы: российское эмбарго на продукты питания из Молдовы; вывод из режима свободной торговли большой группы товаров; введение в РФ программы импортозамещения и значительная девальвация российского рубля. В частности, Постановлением Правительства РФ №736 «О введении таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова» установлено, что 21 товарная позиция (мясо, овощи и фрукты свежие, зерновые и изделия из них, пиво, вино, спиртные напитки и мебель) выводятся из режима свободной торговли и для них вводятся таможенные пошлины в соответствии с режимом наиболее благоприятствуемой нации.
Особенность торговых отношений Приднестровья с РФ в том, что они попадают под те же санкции, которые применяются к Республике Молдова. Более того, Приднестровье значительно больше, чем Молдова пострадало от российской программы импортозамещения. Товарная номенклатура приднестровского экспорта в РФ в основном состоит из продукции промышленного назначения. Она вернулась на российские рынки после полугодового перерыва в результате достигнутой договоренности Минпромторга РФ и Минэкономразвития ПМР летом 2015 г. о специальном статусе приднестровских товаров для целей импортозамещения.
Снижение продаж в РФ противоречит внешнеполитическому курсу Приднестровья на интеграцию в евразийское пространство. В отличие от Молдовы ПМР не отменило таможенные пошлины на европейский импорт, систему технического регулирования гармонизирует с российской системой, производственную кооперацию развивает со странами ЕАЭС. Тем не менее механизм вывода приднестровской продукции из-под ограничений, применяемых для молдавских товаров, отсутствует. Для Приднестровья это жизненно важно, так как это единственная альтернатива европейским рынкам.
Для Приднестровья, в отличие даже от Молдовы, весьма важным выступает еще один фактор: Россия с 1 января 2016 г. вывела Украину из ЗСТ. Это означает дальнейшее обострение отношений между Москвой и Киевом. Скорее всего, в качестве ответа Киев будет наращивать давление на Приднестровье. Киевом и Кишиневом уже принято решение о размещении в 2016 г. на украинско-приднестровском участке границы смешанных молдавско-украинских таможенных постов, внесены изменения в работу железнодорожного транспорта, исключающие возможность прямых поставок грузов в Приднестровье.
Вместе с тем сворачивание российского рынка для приднестровских товаров обусловлено несогласованной монетарной политикой. В то время как российский рубль испытывает существенную девальвацию, курс приднестровского рубля к доллару остается неизменным. При многих положительных последствиях для населения Приднестровья, для экспортеров это привело к тотальному закрытию российского рынка. Наиболее критические последствия это имело для машиностроительных компаний, у которых нет альтернативы российскому рынку.
В данном контексте следует отметить, что заключенные межведомственные российско-приднестровские меморандумы не смогли сыграть роль механизмов регулирования двусторонних отношений. Объявленные в них цели и задачи остались на уровне деклараций, не получивших практического применения.
Таким образом, ситуация носит парадоксальный характер: Приднестровье стремится к политической евразийской интеграции, но его экономические отношения со странами этого объединения достигли критически низкого уровня. Активизировать экономическое взаимодействие особенно необходимо на фоне ожидаемого ужесточения позиции Кишинева. Этому могли бы способствовать особый торговый режим РФ в отношении Приднестровья, включая налогообложение, таможенные преференции, а также минимизация технических барьеров, доступ к государственным закупкам и т.д.
Сложившаяся на берегах Днестра ситуация полна политических и экономических неопределенностей:
- Молдова сделала выбор в сторону европейской интеграции, Приднестровье — в сторону евразийской;
- из двух зон свободной торговли для Молдовы приоритетной выступает европейская зона, для Приднестровья — евразийская;
- Молдова гармонизирует свое законодательство, стандарты и нормы с европейскими, Приднестровье — с евразийскими;
- Молдова заинтересована развить участие в зоне свободной торговли с ЕС и сохранить участие в ЗСТ со странами СНГ; аналогичные цели, но с другим подтекстом, преследует и Приднестровье.
Из перечисленных факторов только в последнем случае у всех участников — РМ, ПМР, ЕС и РФ — есть общий интерес. Это открывает определенные возможности для поиска взаимоприемлемого решения. Однако потенциал Приднестровья слишком мал для отстаивания своих интересов перед оппонентами. Далее, практически любое решение торговых проблем затрагивает политические аспекты приднестровского урегулирования. Наконец, необходимо учитывать геополитические интересы партнеров Молдовы и Приднестровья — ЕС и РФ.
Выход может быть найден, если создание региональной зоны свободной торговли между Молдовой и Приднестровьем рассматривать как модель развития свободной торговли между Западом и Востоком. Трансднестровская торговля (между Молдовой и Приднестровьем) в миниатюре сдерживается такими же барьерами, как и торговля между ЕС и ЕАЭС. Потенциальный механизм трансднестровской торговли, снимающий тарифные и нетарифные барьеры, может стать прообразом механизма сохранения баланса торговых отношений Молдовы с Западом и Востоком. В более широком измерении он может стать шагом в развитии торговли двух конкурирующих на территории Молдовы интеграционных формирований.