Юрий Ганин: «Старая налоговая система себя исчерпала, нужны новые подходы»
Ю.Г. Ганин, вице-президент ТПП ПМР
Работа немецких экспертов из компании «Берлин экономикс» «Либерализация торговли в Приднестровье. Предполагаемое влияние сокращения импортных тарифов и предложение альтернативных источников государственных доходов» вышла в мае текущего года, и посвящена возможным вариантам выполнения одного из требований DGTrade (главный департамент по торговле ЕК) для сохранения Приднестровьем после 1 января 2016 года режима свободной торговли со странами Евросоюза. Отметим сразу, что в данной работе речь идет только об одном из требований ЕС — отменить пошлины на товары, импортируемые из стран Евросоюза. Предложенный механизм компенсации потерь государственных доходов при сокращении импортных тарифов на товары из Евросоюза, описан достаточно детально и проанализирован с учетом различных нюансов его применения. Однако ряд существенных факторов, о которых шла речь в процессе предварительных консультаций при подготовке этого исследования, авторы оставили без внимания.
1. Сохранение свободной торговли Приднестровья с ЕС определяется не только наличием и размером импортных тарифов на европейские товары, но и другими важными условиями. В совокупности они составляют первичный пакет требований. В частности, из различных источников сегодня известно, что к таким требованиям относятся: открытый доступ молдавских таможенников на приднестровские предприятия; аналогичный доступ фитосанитарных, ветеринарных служб, экспертов Молдсельхознадзора; переход Приднестровья на евростандарты; наконец, согласие Приднестровья на размещение совместного молдо-украинского таможенного поста в Кучурганах и много другое. Но даже если предположить, что Приднестровье согласится обсуждать эти вопросы, то возникает другая проблема – отсутствие надежных механизмов фиксации договоренностей. Подтверждающие свежие примеры этого: закрытие перемещения подакцизных товаров через пункты пропуска «Кучурган» и «Платоново»; вновь возникшие проблемы с пересечением молдо-украинской границы автомобилями с приднестровскими номерами; несогласованные изменения порядка выдачи лицензий производителям алкогольной продукции; нарушение Молдавской железной дорогой договоренностей по железнодорожным перевозкам; возбуждение уголовных дел в отношении приднестровских госслужащих и т.д. Отсюда следует, что обнуление таможенных пошлин на европейские товары является частной проблемой, и ее разрешение в единичном порядке не может в целом гарантировать Приднестровью сохранение беспошлинной торговли с ЕС.
2. Требования ЕС обнулить пошлины на европейские товары не имеют экономического смысла. К большому сожалению, никто из иностранных аналитических центров не исследовал реальный торговый режим, который существует между ЕС и Приднестровьем. Мировая практика такова, что рынки различных стран охраняются пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость. Причем тарифы НДС всегда намного выше, чем таможенные пошлины. Приднестровье в 2001 г. перешло на новый таможенно-налоговый режим и фактически ввело режим свободной торговли со всем миром, включая страны ЕС. Это связано с тем, что в его налоговой системе отсутствует НДС на импортируемые товары, а размер усредненной ставки импортных тарифов составляет 6,35% (в Молдове – 5,82%), но и они не применяется для товаров, предназначенных для технологических нужд. Для сравнения, приднестровские товары при экспорте в страны Европейского союза не облагаются импортными пошлинами, но европейские потребители оплачивают на них НДС в размере от 15% в Великобритании, Люксембурге, на Кипре, до 25 % – в Дании и Швеции, что значительно выше усредненной ставки пошлин на импортируемые товары в Приднестровье. Иными словами, тарифный барьер для наших товаров в Европе в среднем составляет 20%, а для европейских у нас 6,35%. Рынок Приднестровья сегодня более открыт для европейских товаров, чем европейский для товаров из Приднестровья. Это означает, что в отличие от Молдовы, Приднестровье ежегодно дотирует ЕС на сумму от 40 до 50 млн. долларов при объеме импорта из ЕС от 200 до 250 млн. долларов в виде не взимания НДС на европейские товары. Средний объем сборов таможенных пошлин в бюджет Приднестровья, по экспертным оценкам, для вышеуказанного объема импорта и с учетом освобождения от пошлин товаров, предназначенных для технологических нужд, составляет около 10 млн. долларов. Несмотря на это, позиция ЕС и РМ состоит в том, что, если Приднестровье желает иметь с ЕС режим свободной торговли, то оно должно отменить таможенные пошлины на европейские товары. Приднестровью предлагается увеличить тарифные сборы с европейских товаров с 6,35% до 20%, или с 10 до 40-50 млн. долларов. С экономической точки зрения предложение ЕС выглядит абсурдным. А с политической это означает, что ЕС и РМ хотят исключить возможность создания для Приднестровья отдельного торгового механизма и предлагают решения только в рамках DCFTA между РМ и ЕС, без учета их экономических последствий.
3. Какие последствия для Приднестровья будет иметь изменение торгового режима с ЕС?
Во внешней торговле Молдовы присутствуют три варианта торговых режимов: общий, когда взимаются базовые ставки импортных пошлин; режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), который предоставляется всем членам ВТО (Всемирная торговая организация), а пошлины составляют 75% от базовых; преференциальный режим в рамках соглашений о режиме свободной торговли, который действует со странами СНГ, Центральной Европы (CEFTA) и Евросоюза. В третьем случае применяются нулевые ставки таможенных тарифов.
Приднестровье в торговле со всеми странами мира применяет только один торговый режим. Конкретного названия он не имеет. Как уже говорилось выше, в нашей налоговой системе отсутствует «ввозной» НДС и поэтому для товаров из всех стран мира таможенная пошлина взимается по базовому тарифу. Исключение составляют товары, предназначенные для технологических нужд. Для них применяются нулевые пошлины, при условии выполнения ряда требований. Изменение торгового режима с ЕС путем применения нулевых импортных тарифов повлечет за собой изменение всей системы внешнеторговых отношений Приднестровья. В этой системе должны будут появиться разные торговые режимы с разными импортными тарифами. Если этого не сделать, товары из ЕС получат конкурентное преимущество на приднестровском рынке перед товарами из стран, которые тоже предоставляют Приднестровью режим свободной торговли. Паритет между европейскими товарами с одной стороны, и молдавскими, российскими, украинскими и многими другими товарами с другой стороны, будет нарушен. Вполне ожидаемыми будут претензии от этих стран о беспошлинном доступе к приднестровскому рынку. Таким образом, Приднестровью придется искать способ компенсации государственных доходов не только от отмены пошлин на европейские товары, но и от снятия пошлин с товаров из многих других стран, предоставляющих приднестровским товарам беспошлинный доступ на свои рынки. В этом случае ожидаемые потери бюджета могут составить 30-40 млн. долларов, что потребует иных, чем предложила компания «BE», подходов к поиску источников их компенсации.
4. В качестве нового источника государственных доходов «BE Berlin Economics GmbH» предлагает только НДС.
Безусловно, необходимо признать, что система налога с оборота себя исчерпала. Но и предлагаемый механизм перехода к новой системе вызывает много вопросов: достаточно ли построить налоговую систему только на НДС, без налога на прибыль и других традиционных налогов? По какому принципу выделить предприятия, которые на первом этапе станут плательщиками НДС и налога с оборота? Как сбалансировать необходимый уровень доходов госбюджета и предельный уровень налоговой нагрузки не выше 30% к ВВП и многое другое.
Замена пошлины на НДС для коммерческих предприятий на переходном этапе практически никак не отразится на их деятельности. Размер ставки НДС 7% и усредненная ставка таможенных пошлин 6,35% приблизительно равны. Оба платежа, по сути, являются налогом на потребление и перемещаются к конечному потребителю. Совсем другая ситуация может сложиться у производственных предприятий. Сегодня завозимое ими сырье, материалы и комплектующие освобождаются от таможенных пошлин. Добавление НДС к налоговой нагрузке производственных предприятий не только приведет к запредельной налоговой нагрузке для них, но и к снижению конкурентоспособности производимых товаров на внешних рынках. Если коммерческие структуры возмещают НДС с конечного потребителя, то производственным структурам придется решать вопрос возмещения НДС с государством. При значительном бюджетном дефиците эта процедура выглядит проблематично. Дисбаланс между налоговой нагрузкой коммерческих и производственных предприятий еще более увеличится. Вариант с одновременным применением двух налоговых систем для товаропроизводителей на переходном этапе представляется нереалистичным. Эксперты «Berlin Economics» предлагают ряд решений для внедрения системы НДС, таких как быстрый сбор и возврат налогов, электронное налоговое декларирование, исключительно безналичная платежная отчетность, исключительно безналичные расчеты. Все они требуют значительных финансовых, административных и организационных ресурсов и временных затрат.
В качестве альтернативы немецкой компанией не рассмотрен вариант расширения источников государственных доходов за счет развития налогооблагаемой базы субъектов предпринимательской деятельности. Этот вариант также предлагался на стадии предварительных консультаций, но «BE» не включил его в свой анализ. Переход на новую налоговую систему должен проводиться параллельно с улучшением бизнес-климата, льготным кредитованием предприятий, привлечением инвестиций в экономику. В этих процессах Евросоюз мог бы оказать Приднестровью необходимую помощь. Для либерализации торговли, полного открытия своего таможенного пространства Приднестровью необходимо предварительно укрепить конкурентоспособность экономических субъектов и экономики в целом.