В новый год — с обновлённым Таможенным кодексом
С 1 января 2018 года вступает в силу Закон ПМР «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс ПМР», разработкой которого в течение 2017 г. занималась специально созданная группа с участием представителей депутатского корпуса Верховного Совета ПМР, представителей Президента ПМР, Правительства ПМР, ГТК ПМР, СПАПП и участников ВЭД.
В главный таможенный документ Приднестровья было внесено более 300 поправок. Они позволили переориентировать таможенное законодательство в соответствии с изменившимися условиями в сфере внешнеэкономической деятельности республики, а также с поручениями Президента ПМР Вадима Красносельского по реформированию философии таможенного дела при которой бы функции консультативного характера в деятельности сотрудников комитета превалировали над контрольно-фискальными. Таким образом, разработчики изменений в Таможенный кодекс ПМР на первое место ставили интересы законопослушных экономических агентов и минимизацию администрирования со стороны таможенных органов.
Новая концепция кодекса позволила найти баланс между функциями, возложенными на таможенные органы (защита экономических интересов, взимание таможенных платежей) и оказанием содействия в развитии бизнеса, создании простых административных механизмов, способствующих развитию производственного потенциала республики и бизнеса.
Также внесение изменений в Таможенный кодекс обосновано необходимостью гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с международным законодательством, законодательством Евразийского экономического союза в сфере таможенного дела, устранение существующих пробелов и противоречий в действующем законодательстве Приднестровской Молдавской Республики.
Что изменилось
1. Ранее Таможенный кодекс ПМР содержал множество применяемых в таможенном законодательстве терминов, однако их сущность не была раскрыта, что вызывало трудности при их применении, поскольку каждый субъект их трактовал по-своему. Для устранения неоднозначности в понимании терминологии, для удобства, а также в связи с дополнением Таможенного кодекса ПМР новыми положениями, дополнены и понятия в ст. 37 кодекса.
2. Некоторые положения Таможенного кодекса приведены в соответствие с нормами Уголовного кодекса ПМР, Кодекса об административных правонарушениях и Закона ПМР «О валютном регулировании и валютном контроле».
3. Теперь Таможенный кодекс содержит больше императивных норм, что позволит сделать таможенные процедуры понятными для участников таможенных правоотношений, минимизировать необходимость принятия дополнительных актов на подзаконном уровне.
4. Таможенный кодекс содержит разделы, касающиеся:
а) порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом, в целях приведения в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза понятие «таможенный режим» заменено понятием «таможенная процедура»; изменено наименование некоторых режимов (процедур): «выпуск для свободного обращения» на «выпуск для внутреннего потребления», «переработка под таможенным контролем» на «переработку для внутреннего потребления», таможенный режим (процедура) «временный ввоз (вывоз)» разделён на две таможенные процедуры – таможенная процедура «временный ввоз» и таможенная процедура «временный вывоз»;
б) таможенных платежей;
в) таможенной стоимости товаров;
г) таможенного оформления;
д) таможенного контроля и др.
5. Условно, нововведения можно поделить на 2 направления, касающиеся физических лиц и касающиеся экономических агентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
В отношении физических лиц:
- закрепление на законодательном уровне порядка перемещения товаров для личного пользования, в том числе критериев отнесения товаров к товарам для личного пользования, оформление товаров для личного пользования непосредственно на посту, что исключает затраты, связанные с оплатой сбора за сопровождение;
- изменение подхода к осуществлению физическими лицами ввоза транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, в том числе без осуществления их вывоза за пределы таможенной территории ПМР при истечении срока разрешения – виньетки; закрепление возможности передачи транспортных средств в пользование близким родственникам; исключение необходимости привлечения к административной ответственности в случае истечения срока действия разрешения – виньетки.
В отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц произошла дифференциация в зависимости от их вклада в развитие экономического потенциала республики. Параллельно сформирован новый для Приднестровья институт участников ВЭД — «уполномоченных операторов», предполагающий полноценную систему взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. Она направлена на упрощение и ускорение таможенных процедур, стимулирование внешнеэкономического оборота и др. «Уполномоченный оператор» — это определённая категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощёнными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.
Получение статуса «уполномоченного оператора» предполагает выдачу свидетельств двух видов:
— «добросовестного участника ВЭД», который теперь могут получить не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, получающие от государства упрощения в таможенной сфере;
— «национальные предприятия», для которых введен упрощённый порядок перемещения товаров, а также увеличение сроков подачи декларации, предоставление возможности «использовать товар, пускать его в производство с колёс». Таким образом, государство проявляет доверие к этим предприятиям и делает всё для их дальнейшего функционирования и развития.
6. В целях закрепления на законодательном уровне порядка исчисления сроков в таможенном законодательстве, который раньше отсутствовал, Таможенный кодекс ПМР дополнен статьей 10-1 «Порядок исчисления сроков, устанавливаемых международными договорами и актами в сфере таможенного дела». Данная норма позволит однозначно определить, например, момент возникновения у декларанта обязанности совершить те или иные юридически значимые действия;
7. Появился новый вид таможенной процедуры — «специальная таможенная процедура». Она применяется в отношении отдельных категорий иностранных товаров и отечественных товаров. В соответствии с ней такие товары перемещаются через таможенную границу ПМР, находятся и (или) используются на таможенной территории Приднестровья или за её пределами без уплаты таможенных пошлин, налогов, при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и (или) их использования в соответствии с такой таможенной процедурой. Внесение указанных изменений вызвано необходимостью регламентации на законодательном уровне упрощенного порядка перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров, что связано с особенностями правого статуса ПМР. Таким образом, на законодательном уровне закреплен упрощенный порядок перемещения, декларирования и использования отдельных категорий товаров. Это касается, в т.ч.:
— периодических печатный изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, перемещаемых редакциями средств массовой информации и издательствами;
— товаров, ввозимых по государственному заказу;
— валюты Приднестровской Молдавской Республики, иностранной валюты (кроме используемой для нумизматических целей), а также в отношении ценных бумаг;
— учебных пособий для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
— товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи (кроме подакцизных);
— перемещаемых (перемещенных) через таможенную границу ПМР спортивного снаряжения и оборудования, иных товаров, предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий или по подготовке к ним при проведении тренировочных мероприятий;
— перемещаемых через таможенную границу товаров, предназначенных для организации и проведения официальных международных выставок, ярмарок, концертов, конкурсов, фестивалей и иных подобных мероприятий, а также предназначенных для освещения в средствах массовой информации официальных мероприятий и иных мероприятий;
— отечественных товаров, перемещаемых через таможенную границу юридическими лицами ПМР либо их структурными подразделениями (участки, филиалы и так далее) с местонахождением в селе Варница или микрорайоне «Северный»;
— товаров, перемещаемых через таможенную границу землепользователями земельных участков сельскохозяйственного назначения в Дубоссарском районе.
8. Введена система управления рисками, что позволит осуществлять выборочный таможенный контроль. Принципиально изменён подход к осуществлению таможенного контроля — теперь он перенесен на стадию доставки и после выпуска товара.
9. Детализированы нормы, касающиеся порядка подачи деклараций и порядка совершения таможенных операций, что придает Таможенному кодексу ПМР характер комплексного нормативного правового акта, не требующего дополнительно регламентировать указанные действия на уровне нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета ПМР.
10. Закреплены на законодательном уровне особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых отечественными физическими лицами и приобретенных для отечественных юридических лиц, за наличную иностранную валюту без заключения внешнеэкономических договоров (контрактов), что положительно отразится на внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
11. Предусмотрен альтернативный способ таможенного сопровождения — с помощью системы мониторинга транспортных средств (GPS-трекеров).
12. В Таможенном кодексе появилась новая форма таможенного контроля — «таможенный аудит», в рамках которого проводится комплексный анализ внешнеторговых контрактов, документов для внешнеэкономической сделки и пр. на предмет их соответствия требованиям таможенного, налогового законодательства ПМР и валютного контроля, в том числе на предмет наличия возможных рисков.
При таможенном аудите финансово-хозяйственный результат внешнеторговой операции и результат таможенного оформления рассматривается как часть общего бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Такой подход позволяет создать более чёткую и ясную картину внешнеторговых сделок, а также сопоставить данные таможенной и налоговой отчетности через призму бухгалтерского учета.
Особо следует отметить тот факт, что целью таможенного аудита является не только фактическая проверка ведения финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, но и выработка рекомендаций по совершенствованию его учетной работы и политики.
13. Кодекс предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающие участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни и призванные упростить и ускорить процесс прохождения товаров через таможню, а также создать условия, позволяющие ускорить оформление документов.
14. Целая глава Таможенного кодекса ПМР посвящена перемещению товаров физическими лицами (для личного пользования). Перечень товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению физическими лицами, как и ранее, будет устанавливаться нормативным правовым актом Правительства ПМР. Он будет размещен на официальном сайте Правительства и на сайте ГТК ПМР.
Физические лица могут перемещать через таможенную границу ПМР товары для личного пользования:
— при их следовании через таможенную границу ПМР;
— в международных почтовых отправлениях;
— либо товар может перевозиться перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу.
При этом таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом, а в случаях, определяемых таможенным органом ПМР, — иным лицом, действующим от имени и по поручению декларанта.
Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу ПМР к товарам для личного пользования, как и раньше, осуществляется таможенным органом исходя из:
— заявления лица о перемещаемых через таможенную границу Приднестровской Молдавской Республики товарах в устной форме или в письменной форме;
— характера и количества товаров;
— частоты пересечения физическим лицом таможенной границы ПМР и (или) перемещения товаров через таможенную границу этим физическим лицом или в его адрес.
При этом ГТК ПМР обращает внимание граждан на то, что согласно ст.5 Закона ПМР «О внешнеэкономической деятельности» (от 22 июля 1999 №188-3 в текущей редакции) физическим лицам запрещено ввозить коммерческие партии товаров. Для осуществления такого импорта необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
В местах перемещения товаров через таможенную границу ПМР по-прежнему будет применяться система двойного коридора, но теперь эта норма закреплена в Таможенном кодексе:
-«зеленый» коридор является переходом, специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу и предназначенным для перемещения в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих письменному таможенному декларированию;
— «красный» коридор является переходом, специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу и предназначенным для перемещения в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих письменному таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется письменное таможенное декларирование по желанию физического лица.
При этом в качестве таможенной декларации может использоваться электронная декларация, а также документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования.
Кроме того, в актуализированной редакции Таможенного кодекса значительно упрощен для физических лиц порядок оформления транспортных средств. Введен, так называемый «сбор-виньетка» по аналогии с европейскими странами. Стоимость её зависит от срока, на который она выдается. С 1 января 2018 г. уже не будет необходимости по окончании срока временного ввоза транспортного средства выезжать на нём из ПМР, а затем вновь въезжать, чтобы произвести повторное оформление автомобиля. Достаточно будет купить новую виньетку. В её стоимость входит дорожный сбор, сбор за таможенное оформление и частичная уплата таможенной пошлины.
Более подробную информацию об изменении норм Таможенного кодекса ПМР Государственный таможенный комитет планирует размещать и далее на официальном сайте. Там же будет размещена новая редакция документа после завершения всех формальностей по его утверждению и согласованию.
По материалам ГТК ПМР