13 декабря 2017

Стратегию эффективного трудоустройства обсудили на семинаре в Торгово-промышленной палате

13_12_17-6На площадке Торгово-промышленной палаты прошёл семинар на тему «Стратегия эффективного трудоустройства», организованный совместно с Министерством по социальной защите и труду.

В мероприятии приняли участие представители Министерства экономического развития, Министерства промышленности и регионального развития, Федерации профсоюзов Приднестровья, Единого государственного фонда социального страхования, Союза промышленников, аграриев и предпринимателей, а также работодатели.

Тематический доклад о ситуации на рынке труда в республике представил президент Торгово-промышленной палаты ПМР Юрий Ганин.

«Задача органов власти и бизнеса — найти точку пересечения, когда предложение и спрос будут равны друг другу. В таком случае экономика будет обеспечена необходимыми рабочими местами, а люди будут довольны оплатой труда, которую им предлагают», — отметил докладчик в начале выступления.

Юрий Ганин рассказал, что в Приднестровье на учете официально состоят более 6 тысяч человек, в реальности же эти цифры могут достигать до 20 тысяч соискателей.

«И, как ни странно, работодатели в поиске рабочей силы. Рабочие места есть, но не готовы платить такую зарплату, при которой люди буду работать в Приднестровье – это одна проблема. А вторая – работодатели не могут брать людей с той квалификацией, которую видят на рынке труда», — обращает внимание на проблему президент Торгово-промышленной палаты ПМР.

Докладчик рассказал о существовании 4 субъектов, отвечающих за равновесие предложения и спроса в экономике страны. В их число входят работодатели, наемные работники и нетрудоустроенное население, учащиеся профессиональных и высших образовательных учреждений и непосредственно учебные заведения.

В нашей республике взаимоотношения между этими субъектами рынка труда сложилась таким образом, что у всех сформировались определенные претензии.

«У работодателей претензия к учебным заведениям по низкому уровню квалификации выпускаемых специалистов. На практике выходит, что нужно ещё 2 года обучать на производстве, а к третьему году работы специалист с багажом знаний уедет за рубеж», — подчеркнул Юрий Ганин.

В свою очередь, у наемных работников и нетрудоустроенного населения претензии связаны с низкой оплатой труда. Учащихся образовательных учреждений не устраивают отсутствие должной учебно-технической базы и связи с экономическим сегментом страны, а также недостаточная компетентность преподавателей.

Учебное заведение не устраивает низкий уровень наставничества при проведении практики на производстве.

Как исправить эту ситуацию и исчерпать проблему? Специалисты считают, что для правильной мотивации работодателей необходимо ввести в законодательство такую норму, называемую «ученическим контрактом». Она подразумевает определенное соглашение между работодателем и учеником, при котором выгода видна для обоих. Профессиональное обучение идет и в теории, и на практике. Такая форма приобретения знаний и навыков получила определение «дуального образования».

Юрий Ганин отметил, что в западных странах такой вид сотрудничества на рынке труда широко распространен. В России подобных «пилотных» проектов становится всё больше, и в нашей стране такая система может принести хорошие плоды, если учитывать современные реалии.

«У предприятий пойдут большие затраты на подготовку кадров, у некоторых хватает средств, а у некоторых их недостаточно. Эти затраты должны ретироваться: освобождать предприятия от подоходных налогов или от единого социального налога», — предложил в ходе беседы президент Торгово-промышленной палаты ПМР.

В этом вопросе большую роль должны сыграть отраслевые министерства, в компетенции которых разработка стандартов и аттестация предприятия на право занятия такой деятельностью.

«Мы говорим о том, что только межведомственный подход с участием Министерства просвещения, работодателей, профессиональных образовательных учреждений нашей республики может создать возможность для качественной подготовки специалистов, что позволит обеспечить их востребованность на рынке труда», — отметила в продолжении темы министр по социальной защите и труду Елена Куличенко.

Министр подчеркнула, что сегодня предлагается через бюджет Единого государственного фонда социального страхования на 2018 год обеспечить финансированием программы повышения квалификаций и профессиональной переподготовки, что даст возможность как молодым, так и лицам старшего возраста найти себя через получение дополнительной новой квалификации, новой специальности.

К слову, в списке самых востребованных рабочих специальностей в республике швеи, раскройщики и сборщики обуви, водители, электросварщики, повара, официанты, механизаторы. Рейтинг востребованных специалистов с высшим образованием — менеджеры, технологи, модельеры и инженеры-электрики.

В перспективе в будущем создание специальных курсов переподготовки, которые позволили бы в короткие сроки обучить востребованному ремеслу.

Как отметили представители швейной фабрики «Одема», подобную программу на производстве запустят в середине января. Курсы по обучению швейному делу будут длиться от 3 до 6 месяцев. Напомним, на производстве «Интерцентр Люкс» такая практика проводится с весны этого года, при этом стажировка оплачиваемая, а условия труда соответствуют всем нормам.

«Надо найти условия, чтобы ученик, после того как получил специальность, не покидал это предприятие, а какой-то определенный период работал на нем. И чем больше будет период, тем лучше будет предприятию», — подчеркивает Юрий Ганин.

Министр по социальной защите и труду также отметила необходимость соответствия обучения востребованным специальностям в любой ситуации с учетом изменчивых современных требований.

«Наша работа заключается в том, чтобы мы привели в соответствие характеристики, должностные требования, обязанности с теми профессиональными обязанностями, которые нарабатывают в системе просвещения — вот эта перспективная задача, которая стоит перед нами в 2018 году», — заключила в завершении темы Елена Куличенко.

По материалам информагентства «Новости Приднестровья»