СЛОВО ЭКСПЕРТУ: Отличие между бухгалтером и финансовым менеджером. Возможно ли совмещение в одном специалисте?
Слышали ли вы о таком специалисте как финансовый менеджер?
Оказывается, что на самом предприятии эту должность часто совмещают с должностью бухгалтера. А точнее, главного бухгалтера повышают, и он становится финансовым менеджером. Имеют ли они общую цель на предприятии? Одинаковые ли ставят себе задачи и цели? Требует ли руководитель от них одного и того же?
Главное отличие бухгалтера от финансового менеджера заключается в их профессиональной компетенции. Бухгалтер – это специалист, который занимается бухгалтерским учётом, отчётами. Его главные задачи: вовремя и правильно начислять налоги в госбюджет и следить за изменениями в законодательстве, которые происходят слишком часто в нашей стране.
В настоящее время финансовый менеджер – это специалист, который занимается, планированием и прогнозированием дальнейшей деятельности. Из этого следует, что бухгалтер и финансовый менеджер имеют, на первый взгляд, разную базу данных. Бухгалтер работает с отчётами и текущими данными предприятия, то есть, имеет дело со вчерашними и сегодняшними событиями. Прогнозирование будущего состояния предприятия требует дальнейшей обработки этих цифр с помощью специальных методик и подходов, которые не всегда входят в область компетенции бухгалтера.
Финансовый менеджер имеет дело с документами управленческого характера и получает информацию о деятельности предприятия каждый день. Он имеет данные о потоках денежных средств, о производстве, продажах, каналах сбыта, о стратегическом продвижении организации и ее стоимости на рынке.
Мы пришли к выводу, что сегодня уважающий себя главный бухгалтер обязан работать на перспективу, т.е. понимать сущность и принцип организации финансовых бизнес-процессов на предприятии.
Главный бухгалтер для рационального использования ресурсов принимает финансовые и инвестиционные решения с учётом всех возможных рисков. Более того, умея читать и понимать финансовую отчетность не на уровне цифр, а понимая вертикаль отчетности можно принять правильное финансовое решение, контролировать денежные потоки на предприятии.
Достаточно ли главному бухгалтеру освоить аспекты бюджетирования, научиться управлять финансовыми активами, разобраться с особенностями кредитного портфеля и другими вопросами финансового дела, чтобы занять пост финансового директора? По мнению многих ТОПов, даже художник может стать бухгалтером при большом желании и усердном труде над собой. Но удовлетворения от такого перевоплощения он, скорее всего, не получит.
Современный бизнес нуждается в постоянном увеличении прибыли, для чего нужно грамотно управлять финансами. Поэтому возникает необходимость в финансовых менеджерах, а не только в ограничении бухгалтерии предприятия учетом оборота финансов и подготовкой отчетной документации.
Идеальная формула — бухгалтер занимается бухучетом, отчетностью и налогами, а финансовый менеджер контролирует бизнес-процессы, ведет управленческий учет, планирует и оптимизирует финансовую деятельность.
Но не каждое предприятие, особенно малое, может позволить себе такую роскошь.
Поэтому современная служба финансового учета должна совмещать функции ведения бухгалтерского и налогового учета согласно актуальным требованиям законодательства, предоставления отчетности контролирующим органам и уметь управлять рабочим капиталом, планировать.
Для экономии ваших времени, средств и денег ТПП предлагает услугу – бухгалтерский аутсорсинг. Он включает в себя ведение бухучета, сдачу налоговой и финансовой отчетности, консультации, а также обучение.
Материал подготовила Алёна Фомина Главный бухгалтер ТПП ПМР