17 августа 2020

О законопроектной деятельности по дуальному обучению

По инициативе депутата Верховного Совета ПМР Бурлы М.П. 22 июля 2020 года  Верховным Советом ПМР приняты в 1-ом чтении законопроекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений:

  • в Закон  Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании». Вносимые изменения и дополнения должны способствовать дальнейшему развитию системы дуального обучения в Приднестровской Молдавской Республике. В частности,  дополняется понятийный аппарат  – дается определение дуального обучения. Дуальное обучение определяется как одна из форм получения профессионального образования в Приднестровье.

Также законопроектом устанавливается, что профессиональные образовательные программы, реализуемые  по дуальной форме обучения, должны предусматривать теоретическое обучение в организациях образования и не менее 60% производственного обучения, профессиональной практики от общего количества часов обучения на базе предприятия (организации). Устанавливается равная ответственность сторон договора дуального обучения, а также обязательность компенсационных выплат обучающимся на время обучения и обязательность их трудоустройства после окончания обучения;

  • в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 29 июля 2008 года № 512-З-IV «О развитии начального и среднего профессионального образования». Предусматривается что, профессиональное образование  может проводиться в форме дуального обучения. Также устанавливается, что при реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования организацией образования может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

По инициативе Торгово-промышленной палаты Приднестровья был разработан проект распоряжения Правительства ПМР «Об утверждении Плана мероприятий по подготовке специалистов техников-мехатроников в области машиностроения, сельского хозяйства, легкой промышленности по практико-ориентированной (дуальной) модели обучения». 11 августа этого года данное распоряжение в виде пилотного проекта утверждено Правительством Приднестровской Молдавской Республики  (Распоряжение Правительства ПМР от 11.08.20 №701р).

Суть проекта заключается в том, что в 2020-2021 учебном году в 2-х образовательных организациях республики – в Тираспольском аграрно-техническом колледже им. М.В. Фрунзе и в Бендерском торгово-техническом техникуме в экспериментальном режиме будет начата подготовка очень востребованных на рынке труда Республики в последние годы специалистов для аграрного комплекса и легкой промышленности – техников-мехатроников сельхозмашин и оборудования и техников-мехатроников швейного оборудования.

В целях ускоренной подготовки такого рода специалистов, в 2020-2021 учебном году, студентам 3-го курса, обучающихся по родственным специальностям: «Механизация сельского хозяйства» в Тираспольском аграрно-техническом колледже им. М.В. Фрунзе (25 бюджетных мест) и «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» в Бендерском торгово-технологическом техникуме (15 бюджетных мест), будет предлагаться прохождение дополнительной программы профессиональных модулей по специальности «Мехатроника» в форме дуального обучения.

В результате выпускники, успешно прошедшие аттестацию, получат еще  специальность  техника-мехатроника сельхозмашин и оборудования  и техника-мехатроника швейного оборудования соответственно.

В 2021-2022 учебном году подготовка специалистов по указанным 2-м новым специальностям: мехатроник сельхозмашин и оборудования, мехатроник швейного оборудования, а также по специальности — мехатроник металлообрабатывающего оборудования, не менее, чем по 15 мест за счет бюджетных ассигнований Приднестровской Молдавской Республики, предполагается по классической схеме набора абитуриентов на договорной основе между участниками образовательного процесса (обучающимся и организацией профессионального образования и организацией профессионального образования и предприятием – партнером), соответственно в 3-х образовательных организациях Приднестровья:

  • Тираспольском аграрно-техническом колледже им. М.В. Фрунзе;
  • Бендерском торгово-технологическом техникуме;
  • Промышленно-строительном техникуме (г. Тирасполь).

Все новые специальности техников-мехатроников,  Министерством просвещения ПМР, в этом году уже официально включены в перечень специальностей среднего профессионального образования ПМР,  а в нормативных актах, издаваемых Министерством по  социальной защите и труду ПМР — в Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и рабочих профессий и в Квалификационный справочник рабочих не тарифицируемых по разрядам, внесены изменения и дополнения устанавливающие, что основные профессиональные образовательные программы при подготовке кадров в образовательных организациях ПМР могут разрабатываться ими  уже в соответствии с новыми квалификационными характеристиками, приведенными в этих документах.

Новые разработанные и утвержденные квалификационные характеристики по своей сути отражают профессиональный стандарт  специальности на данный момент времени. В них приводятся конкретный перечень знаний и умений, а также практических навыков, т.е компетенций, которыми должен обладать будущий специалист, и отличаются от квалификационных характеристик, установленных в настоящее время в этих же документах.

Ознакомиться, например, с квалификационными характеристиками «Техника-мехатроника сельскохозяйственных машин и оборудования» можно в Приложении по ссылке ниже.

Наверняка данный вопрос должен заинтересовать и другие образовательные организации, не включенные в эксперимент, но выпускающие аналогичных специалистов, такие как, Рыбницкий политехнический техникум, Технический колледж им. Гагарина, Дубоссарский индустриальный техникум.

Вопрос стыковки спроса и предложения рабочей силы на рынке труда очень важный. Новые технологии и новая техника бурно внедряются во все производственные процессы. Дуальное обучение это не  попытка, а реальный путь решить насущные кадровые проблемы предприятий на взаимовыгодных с ними условиях.

В результате реализации, как проекта, так и собственно мер эволюционного характера, развивающихся под воздействием других факторов, можно ожидать следующее:

  1. Выпускник – это конкурентоспособный работник, мотивированный на работу по специальности;
  2. Материально модернизируемая техническая база организаций профессионального образования (как за счет предприятий-партнеров, так и за счет иных источников финансирования);
  3. Высококвалифицированный педагогический состав: привлекаются специалисты предприятий в образовательный процесс, преподаватели техникумов получат возможность пройти качественную стажировку на предприятии по преподаваемой учебной дисциплине или профессиональному модулю;
  4. Взаимная интеграция производства и образования, взаимовыгодное сотрудничество в различных областях деятельности;
  5. Повышение имиджа привлекательности организаций среднего профессионального образования, сохранение и увеличение контингента обучающихся.