18 мая 2015

Концепция стратегии привлечения инвестиций в Приднестровье

Концепция стратегии привлечения инвестиций в Приднестровье

                       Ю.Г.Ганин, вице-президент ТПП ПМР, канд. физ-мат. наук

                       И.Н.Узун, канд. экономических наук

Стратегия развития любой территории основывается на  базовых стратегических целях.  Для Приднестровья, исходя из его политической и экономической специфики,  одной из  важнейших стратегических  целей является формирование системы  эффективного привлечения внешних и внутренних инвестиций. В этой связи  стратегия   привлечения инвестиций  (СПИ)  должна стать важнейшим структурным элементов  общей стратегии развития   страны (СРС).   План действий по  достижению  этой цели должен  быть,  по возможности, конкретным  и  реалистичным по времени и по затратам.  Основываясь на таких подходах,   экспертами ТПП и ПГУ  предлагается нижеследующая концепция  СПИ в  Приднестровье.

Для  концентрации  и рационального использования  доступного  объема ресурсов,  определено три   принципиально-важные  стратегические  цели  (в общей СРС они носят характер подцелей),  достижение которых позволит,  в конечном счете,  реализовать  указанную  СПИ. Это:

— Создание благоприятного бизнес-климата (Бизнес-климат);

— Создание  пакета привлекательных инвестиционных  проектов (Проекты);

— Создание  системы  мониторинга,  анализа и планирования  инвестиционного процесса (Система управления).

Комплекс оперативных  и перспективных  мероприятий по достижению всех  стратегических целей  СПИ   составляет  План действий по реализации СПИ.

Стратегическая цель №1.  Создание  благоприятного бизнес-климата, включая инвестиционный климат. План действий №1.  (Бизнес-климат).

Существует множество подходов по достижению данной цели : можно сформировать план действий  по росту инвестиционного потенциала, снижению инвестиционных рисков, росту инвестиционной привлекательности или росту инвестиционной активности.  Однако, наиболее  принятой в международном сообществе   характеристикой бизнес-среды  является  рейтинг ведения бизнеса.   Методика его определения  разработана Всемирным Банком и  Междунапродной финансовой корпорации «Doing business». Рейтинг Doing Business (далее – DB) содержит оценки нормативно-правового регулирования, которые непосредственно влияют на деятельность компаний в экономиках 185 стран мира.  Для определения DB  используются количественные показатели, характеризующие нормы регулирования предпринимательской деятельности, степень защиты прав собственности, а также необходимые данные  для анализа изменений, происходящих со временем. Основными  компонентами  индекса

Doing Business являются:

  • легкость открытия бизнеса;
  • легкость получения разрешений на строительство;
  • стоимость и простота подключения предприятий к системе электроснабжения;
  • легкость регистрации собственности;
  • доступность кредитных ресурсов;
  • эффективность системы защиты прав и интересов инвесторов;
  • эффективность налогового режима;
  • отсутствие внешнеторговых барьеров;
  • эффективность системы обеспечения исполнения контрактов;
  • легкость ликвидации компании.

Суть Плана действий №1 состоит в том, чтобы сформировать и выполнить комплекс  мероприятий   по улучшению позиции  Приднестровья в рейтинге государств по каждому из 10 компонентов индекса ведения бизнеса.

Комплекс компонентов DB условно можно разделить на две группы:

— процедуры регулирования (создание предприятия, регистрация собственности, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения, налогообложение и осуществление внешнеэкономической деятельности);

— критерии прочности правовых институтов (обеспечение исполнения договоров, процедуры решения проблем неплатежеспособности предприятий, кредитная информация, законные права заемщиков и кредиторов, защита прав миноритарных акционеров).

Для оценки условий ведения бизнеса в Приднестровье проводилось анкетирование предпринимателей, руководителей фирм, юристов, сотрудников финансовых учреждений, представителей общественных объединений и др.

Обработка полученных результатов позволяет нам сравнивать, с определенной долей допущений, ПМР в международном рентинге.

Таблица 1

Рейтинг стран по степени благоприятствования условия для ведения бизнеса

Страна

Перцентиль (сводное значение по десяти показателям)

Рейтинг

Сингапур

0,08

1

Гонконг (Китай)

0,09

2

Новая Зеландия

0,11

3

Соединённые Штаты Америки

0,16

4

Дания

0,16

5

Беларусь

0,42

58

Молдова

0,48

85

Российская Федерация

0,55

112

Украина

0,62

138

Приднестровская Молдавская Республика

0,56

117

Проведенное исследование показало, что по группе «Процедуры регулирования»  Приднестровье относится к группе стран со средним значением по данному показателю (диапазон по Приднестровью от 46 места до 100).

Рис. 1. Удаленность Приднестровья от передового рубежа по процедурам регулирования (в процентных пунктах).

В Приднестровье для 10 компонентов DB  наилучшее положение достигнуто в области регистрации собственности и налогообложения. По данным процедурам отставание от передовых рубежей составляет 11 и 29 процентных пунктов соответственно.

Наихудшее положение складывается в области процедур связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности. На данный показатель существенно оказывают влияние необходимость двойного оформления таможенных процедур (В Приднестровье и Республике Молдова).

В качестве мер направленных на улучшение условий ведения бизнеса по данной группе показателей можно использовать следующие мероприятия.

Таблица 2

 

Направление

 

Количество

 

Практика стран

 

Примеры

 

Упрощение процедуры создания предприятия

Прохождение процедур в режиме онлайн

106

БЮР Македония; Новая Зеландия; Перу; САР Гонконг(Китай); Сингапур
Отсутствие требования в отношении минимальной достаточности капитала

91

Казахстан; Объединенные Арабские Эмираты; Португалия; Руанда; Сербия; Соединенное Королевство
Введение системы «одного окна»

88

Бахрейн; Буркина-Фасо; Вьетнам; Грузия; Перу; Республика Корея;

Упрощение процедуры получения разрешений на строительство

Введение всеобъемлющих строительных правил

135

Кения; Новая Зеландия; Республика Йемен; Хорватия
Введение системы рассмотрения строительных документов с учетом факторов и уровня риска

86

Армения; Германия, Маврикий, Сингапур
Введение системы «одного окна»

31

Бахрейн; Руанда; САР Гонконг (Китай); Чили

Упрощение процедуры подключения к системе электроснабжения

Оптимизация процедур утверждения

104

Австрия; Армения; Бенин; Камбоджа; Панама; Чешская Республика
Обеспечение прозрачности в отношении стоимости и процедур подключения

103

Германия; Ирландия; Нидерланды; Тринидад и Тобаго; Франция
Обеспечение безопасности внутренней проводки путем регулирования профессиональной деятельности электриков, а не процедур подключения

40

Германия; Дания; Исландия; Япония
Предоставление кадастровой информации в режиме онлайн

50

Дания; Литва; Малайзия
Введение ускоренных процедур

16

Азербайджан; Болгария; Грузия

Упрощение налого­обложения

Введение системы подачи налоговых документов в электронном виде и возможность электронных платежей

74

Австралия; Индия; Колумбия; Литва; Маврикий; Мальта; Тунис
Введение системы одного налога на каждую налоговую базу

48

БЮР Македония; Намибия; Парагвай; Соединенное Королевство

Упрощение правил и процедур осу­ществления внешне­торговой деятельности»

Введение электронной системы подачи и обработки документов

149е

Белиз; Пакистан; Турция; Чили; Эстония
Введение проверок с учетом факторов и уровня риска

133

Вьетнам; Марокко; Нигерия; Палау;

По группе «Критерии прочности правовых институтов» Приднестровье относится к группе стран с низким значением уровня анализируемых показателей (диапазон от 46 места до 100).

Рис. 2. Удаленность Приднестровья от передового рубежа по критериям прочности правовых институтов (в процентных пунктах).

Наихудшее положение складывается в области защиты интересов инвесторов и вопросов кредитования. По уровню данных показателей Приднестровье занимает соответственно 159 и 169 места в рейтинге стран.

По вопросам обеспечения исполнения контрактов Приднестровье занимает 34 место, а разрешения неплатежеспособности — 91

В качестве мер направленных на улучшение условий ведения бизнеса по данной группе показателей можно использовать следующие мероприятия.

Направление

Количество

 

Практика

 

Примеры

стран

Упрощение процедур получения кредитов

Законные права
Введение внесудебных процедур исполнения кредитных договоров 122 Австралия; Индия; Непал; Перу; Российская Федерация; Сербия; Шри-Ланка
Введение норм, допускающих использование общей характеристики залога 92 Камбоджа; Канада; Гватемала; Нигерия; Руанда; Румыния; Сингапур

Кредитная информация

Распространение информации о займах в размере менее 1% дохода на душу населения 123 Болгария; Бразилия; Германия; Кения; Малайзия; Тунис; Шри-Ланка
Распространение как положительной, так и отрицательной кредитной информации 105 Индия; Иордания; Италия; Китай; Панама; Хорватия; ЮАР
Распространение кредитной информации, поступающей от организаций розничной торговли, организаций, выдающих торговые кредиты, и энерго­компаний общественного пользования, а также от финансовых учреждений 55 Испания; Литва; Никарагуа; Руанда; Саудовская Аравия; Фиджи

Защита прав инвесторов

Введение возможности отмены сделок с заинтересованностью в досудебном порядке 73 Бразилия; Маврикий; Руанда; Соединенные Штаты
Регулирование утверждения сделок с заинтересованностью 60 Албания; Соединенное Королевство; Франция
Введение требований о предоставлении подробных сведений 53 Новая Зеландия; САР Гонконг (Китай); Сингапур
Введение требования о проведении сторонней экспертизы сделок с заинтересованностью 43 Австралия; Арабская Республика Египет; Швеция
Введение процедуры, предусматривающей возможность доступа ко всем корпоративным документам до проведения судебных разбирательств 30 Таджикистан; Швеция; Япония
Четкое определение обязанностей членов советов директоров 28 Колумбия; Малайзия; Мексика; Соединенные Штаты

Упрощение

процедур

обеспечения

исполнения

договоров

Обеспечение на практике общедоступности всех решений, вынесенных по торговым делам судами первой инстанции 121д Исландия; Нигерия; Российская Федерация; Уругвай; Чили
Организация специализированного суда, органа или назначение судьи по торговым вопросам 82 Буркина-Фасо; Либерия; Польша; Сингапур; Сьерра-Леоне; Франция
Введение электронной системы подачи жалоб 19 Бразилия; Малайзия; Республика Корея; Руанда; Саудовская Аравия

Упрощение процедур решения проблем неплатеже­способности предприятий

Введение процедур учета мнения комитетов кредиторов при вынесении решений в производстве по делам о неплатежеспособности 109 Австралия; Болгария; Соединенные Штаты; Узбекистан; Филиппины
Установление сроков исполнения для большинства процедур решения проблем неплатежеспособности предприятий 94 Албания; Италия; Лесото; Республика Корея; Япония
Принятие правовой базы для процедур внесудебного урегулирования 82 Аргентина; Латвия; Румыния, САР Гонконг (Китай); Филиппины

Приведенные данные по условиям ведения бизнеса в Приднестровье  указывают на то, что по целому ряду показателей необходимо  реформировать существующий порядок  регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.  Малые размеры страны, доступность  органов управления, оперативность в принятии решений — являются важным преимуществом Приднестровья  в конкурентной борьбе за инвестиции.  Они позволяют в сжатые сроки  провести  эффективную регуляторную реформу и тем самым сформировать правовую основу  Плана   действий по созданию  благоприятного бизнес-климата.

Стратегическая цель №2. Создание  пакета привлекательных инвестиционных  проектов (Проекты).

Приход инвестиций на ту или иную территорию невозможен, если отсутствуют предложения по  продуктам для инвестирования.  Любую  экономическую  стратегию   необходимо  рассматривать не только как процесс во времени, но и как процесс в пространстве.  Он регулируется нормативами по планируванию и застройке территорий и предусматривает разработку и утверждение Генеральной схемы планирования территории и детальных схем планирования  административно-территориальных единиц, включая генпланы городов и населенных пунктов.  Эффективные проекты возникают на тех территориях,  где  они соответствуют  стратегическим  целям этих территорий и где  в единый комплекс объединены Стратегия развития, Планирование  территории и  Инвестиционные проекты. (“Один доллар, вложенный в планирование территории, отдает благодарность одной тысячей долларов инвестиций”). При этом,  привлекательность инвестиционных проектов должна быть  дополнена  его реалистичностью, экономической эффективностью (рентабельностью) и периодом окупаемости.   Для формирования пакета  таких проектов  в План  действий №2 по достижению  стратегической   цели   должны войти следующие мероприятия:

  1. Определение миссии Приднестровья, принятие  стратегии развития страны и на их основе разработка Генеральной схемы  планирования  территории с определением  площадок для размещения новых производственных мощностей.
  2. Решение комплекса земельно — правовых вопросов и планирования пространственного развития, разработка общереспубликанской  современной  информационной  системы  ведения кадастров.
  3. Разработка  плана  развития свободных экономических зон,  промышленных   и агропромышленных парков.  Предусмотреть их размещение  при разработке Генеральной схемы  планирования  территории.
  4. Создание систему внедрения механизмов государственно-частного партнерства для инвестиционной деятельности
  5.  Организация разработок целевых  инвестиционных проектов,  в контексте реализации  Стратегии  развития страны.

Стратегическая цель  №.3. Создание  системы  мониторинга,  анализа и планирования  инвестиционного процесса (Система управления).   

Инвестиционный процесс в Приднестровье должен  стать системным, непрерывным, динамичным и прогрессирующим.  Этого можно достичь только путем формирования Системы управления  этим процессом.  Системность в работе является не отменным условием    успеха   в любом деле.   Для ее  создания необходимо  решить следующий комплекс задач:

  1. Для обеспечения скоординированной  политики в сфере развития территории и  привлечения инвестиций   в Республике необходимо создать Совет по развитию, или его функции возложить непосредственно на Правительство.   К его полномочиям  можно отнести следующий круг вопросов:
  • разработка стратегии развития страны, определение миссии Республики и стратегических целей, включая стратегию привлечения инвестиций;
  • утверждение плана действий по СРС, включая  достижение  стратегических целей;
  • экспертиза генеральной схемы планирования территории;
  • экспертиза планов  территорий  административно-территориальных единиц;
  • экспертиза генеральных планов  населенных пунктов.
  • Анализ мониторинга  инвестиционного процесса и принятие решений по его развитию
  1.       2.  Создать  исполнительный орган по реализации инвестиционной  политики  в форме Государственного  агентства по привлечению  инвестиций и развитию.  Его функции:
  • обеспечение системности и непрерывности деятельности по  привлечению финансов в экономику Республики;
  • разработка инвестиционных проектов республиканского значения;
  • подготовка меморандумов-соглашений между правительством и инвесторами и ведение их реестра;
  • сопровождение приоритетных инвестиционных проектов от подписания меморандумов до внедрения;
  • продвижение приднестровских  инвестиционных  проектов  на международных мероприятиях и в структурах потенциальных  инвесторов;
  •  проведение систематического  мониторинга  инвестиционного процесса.

3.      Развить  инфраструктуру поддержки  бизнеса, создать  структуры,  способные оказать помощь внешним инвесторам  по сопровождению их бизнеса.

4.    Обеспечить маркетинг  Приднестровья.    Сформировать и продвигать на международной арене  инвестиционный  бренд  Республики.

Любая стратегия должна  учитывать возможные  сценарии  развития событий.   В  данном  случае,  все три базовые  стратегические  цели: Формирование бизнес-климата,  Пакета привлекательных проектов и Системы управления   могут быть реализованы при любом    сценарии развития событий (пессимистичном,  трендовом или  оптимистичным),  так как они определяются   преимущественно внутренними факторами.

Предложенная концепция привлечения инвестиций в Приднестровье и элементы Плана  действий по ее реализации, безусловно, не являются исчерпывающими.   Однако они  отражают позицию  авторов по данной теме, суть которой состоит в том, что инвестиционный процесс в Приднестровье не должен начинаться, или заканчиваться на Инвестиционных форумах, а  должен носить непрерывный и  системный характер. Только в этом случае  Приднестровье может рассчитывать  на успех.