Интервью Президента ТПП ПМР Юрия Ганина для онлайн платформы Лаборатории по Анализу Приднестровского Конфликта Университета «Лучиан Блага» города Сибиу (Румыния)
— Уважаемый господин Ганин, учитывая Вашу должность в качестве президента Торгово-промышленной палаты Приднестровья, пожалуйста, укажите миссию учреждения, которым Вы руководите, и какие долгосрочные цели Вы предлагаете?
— Торгово-промышленная палата Приднестровья была создана крупными промышленными предприятиями в 1993 году. Это некоммерческое негосударственное партнерство, которое сегодня объединяет более 200 предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей и является самым крупным объединением бизнеса в Приднестровье. В отличии от палат континентального типа, к которому относится большинство европейских палат, приднестровская палата построена по евразийскому типу. Членство в ней добровольное. Набор услуг, предоставляемых для бизнеса, типичен как и у большинства других ТПП: различные формы товарной экспертизы, выдача сертификатов страны происхождения товаров, оценочная деятельность, развитие внешнеторговых отношений, поддержка предпринимательства, маркетинговые исследования, юридические услуги, деловое образование и другие виды услуг для бизнеса.
Миссию ТПП можно представить как исполнение трех функций:
- представлять интересы бизнеса (представительские функции);
- защищать интересы бизнеса (защитные функции);
- оказывать комплекс услуг по созданию, ведению и развитию бизнеса (функции по обслуживанию бизнеса).
В концентрированном виде она отражена в сленге: «Торгово-промышленная палата — точка опоры вашего бизнеса».
В качестве долгосрочных целей Палата ставит перед собой задачи по содействию экономическому развитию Приднестровья; по его интеграции в мировую экономическую систему; по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса; по росту деловой активности предпринимательского сообщества.
— Конкретно, какими методами и средствами Вы поддерживаете развитие приднестровской экономики?
— Для достижения поставленных целей ТПП, наряду с предоставлением для бизнеса широкого спектра услуг, выполняет целую серию различных целевых проектов, а также участвует в реализации совместных проектов с государственными органами. В частности, при ТПП создана Бизнес-школа, которая выполняет проекты на безвозмездной основе для предпринимателей по обучению основам создания и ведения собственного бизнеса; проводит Форумы малого бизнеса, их уже состоялось 8; выступает оператором, или соорганизатором экономических инвестиционных форумов ( в настоящее время готовится седьмой форум); ежегодно проводит конкурс «Приднестровское качество», их уже состоялось 16; третий год подряд Палата реализует проект «Покупай приднестровское!», в рамках которого выставки-ярмарки товаров местного производства проходят каждый год во всех городах Приднестровья; организовывает приемы иностранных бизнес-миссий и выезды местных бизнесменов на различные международные выставки, форумы, конференции и многое другое.
Палата участвует в работе Правительства и Верховного Совета Приднестровья. Позиции бизнес-сообщества доводятся до органов власти через участие в Совете по малому бизнесу при Правительстве, в Комиссиях по оптимизации государственных услуг, в Комиссии по административной реформе, в ежеквартальных встречах актива ТПП с членами Правительства.
Участие в законотворческой деятельности осуществляется через взаимодействие с профильными комитетами Верховного Совета, которые направляю в ТПП материалы по всем новым законопроектам, для их обсуждения в предпринимательском сообществе. Представители ТПП участвуют в заседаниях Комитета по промышленности и предпринимательству ВС, а руководство ТПП – в работе сессий Верховного Совета (приднестровский парламент).
Сотрудничество с исполнительной и законодательной властью позволяет ТПП Приднестровской Молдавской Республики играть роль моста между бизнесом и властью и, тем самым, выполнять свою миссию.
— Ввиду международного непризнания государства, с какими трудностями Торгово-промышленная палата должна справляться в дополнение?
— Наибольшая проблема ТПП Приднестровья состоит в том, что молдавская ТПП считает ее нелегитимной с точки зрения молдавского законодательства. У Молдовы и Приднестровья различные законодательные системы. ТПП Приднестровья была создана по законам, которые действуют на территории ее расположения, то есть по приднестровским законам. Тем не менее, эта проблема не стала препятствием для заключения большого количества соглашений с ТПП других государств. В 2007 году Палата стала членом Всемирной Федерации Палат при Международной Торговой Палате.
Палата поддерживает деловые отношения со многими дипломатическими представительствами в Молдове, а также с международными донорскими организациями. В силу отсутствия международного признанного статуса Приднестровья, для ТПП иногда возникают проблемы при заключении соглашений с ТПП Европейского Союза. Внешнеполитическое ведомство Молдовы стремится не допустить заключения межпалатовских соглашений, несмотря на то, что ТПП Приднестровья это общественное некоммерческое объединение. Иногда проблемы возникают и в отношениях с международными донорскими структурами, которые приравнивают ТПП к государственным органам непризнанной страны.
Вторая проблема состоит в том, что ТПП ПМР лишена возможности осуществлять внешнеэкономические операции. Известно, что Молдова контролирует весь приднестровский экспорт и импорт. Для ведения международной торговли приднестровским предприятиям необходимо получить в Молдове, так называемую, временную регистрацию. Но молдавские государственные органы отказывают ТПП Приднестровья в такой регистрации. В результате, структура, которая создана для развития внешней торговли, сама лишена возможности осуществлять внешнеторговые операции, а это важная часть ее хозяйственной деятельности.
— В какой степени Торгово-промышленная палата обладает автономией в отношении политико-административного фактора? Как Вы думаете, увеличение автономии повысит эффективность работы учреждения?
— Приднестровская Палата создана и функционирует на основании специального закона, принятого в 1995 году, «О Торгово-промышленных палатах в ПМР». В нем определены задачи, права и обязанности Палаты и не предусмотрена никакая подчиненность органам власти. Палата должна исполнять общее законодательство без вмешательства в ее деятельность государственных структур. Высшим органом Палаты является Съезд членов ТПП, который избирает Совет Палаты и Президента Палаты . Совет ТПП, состоящий исключительно из руководителей наиболее успешных предприятий, управляет Палатов в период между Съездами. Взаимодействие с Правительством осуществляется на основании двустороннего договора, подписанного с Палатой. В этом договоре определены направления сотрудничества и совместные цели. В целом следует сказать, что ТПП Приднестровья автономная и независимая структура и вмешательства государства в ее деятельность не наблюдается.
— Какие у Вас отношения с торгово-промышленными палатами Кишинева и Киева? У Вас есть возможность напрямую взаимодействовать с молдавскими и украинскими экономическими агентами?
— Как уже было сказано выше, взаимоотношения с Палатой Кишинева неформализованные и они носят неофициальный характер. Мы всегда стремились выстроить договорные отношения с молдавской Палатой, но наши усилия пока не находят отклика с молдавской стороны. Что касается личных контактов с руководством ТПП РМ, то они имеют место и это позволяет обмениваться мнениями по актуальным вопросам палатовской деятельности.
Отношения с украинскими Палатами другое. До 2014 года у Палаты Приднестровья были заключены и действовали договора о сотрудничестве с 15 Палатами. Происходили регулярные встречи и с руководством ТПП Украины. Однако после 2014 года власти Украины не рекомендовали своим Палатам поддерживать отношения с Приднестровьем в целом и с ТПП Приднестровья в частности. Такая ситуация сохраняется и сегодня.
Отношения ТПП ПМР с экономическими агентами Молдовы и Украины не имеют никаких ограничений, но они малочисленные. В основном, это оказание услуг приднестровским предприятиям по поиску партнеров для бизнеса, или для выполнения внешнеторговых операций. Мы часто приглашаем молдавских и украинских экономических агентов на различного уровня мероприятия, как-то Форумы, выставки, конференции. Тесное сотрудничество у нашей Палаты и с предприятиями по вопросам делового образования, маркетинговым исследованиям, совместным проектам международной технической помощи и по многим другим. Здесь отсутствуют барьеры по сотрудничеству и взаимодействию.
— Как Вы оцениваете экономические отношения с Европейским Союзом – по сравнению с Украиной и Российской Федерацией? Имеет ли Торгово-промышленная палата преимущественную экономическую ориентацию по отношению к одному или другому из этих пространств?
— По нашей статистике, в 2006 года 46% приднестровского экспорта направлялось в РФ, 26% в ЕС, 8 % в РМ и 5% в Украину. После 2006 года произошли существенные изменения в механизме внешнеэкономических отношений Приднестровья.
По соглашению между Украиной и Молдовой, Украина прекратила пропускать через свою территорию товары с приднестровскими товаросопроводительными документами. Приднестровским предприятиям пришлось перейти на двухразовое таможенное оформление своих грузов: в Приднестровье, а затем в Молдове. После этого начался резкий рост экспорта товаров в Молдову и такое же резкое снижение экспорта в Россию. Международный финансовый кризис в 2008-2009 году усилил эту тенденцию. Экспорт в страны ЕС все последние годы стабильно находится в пределах 30-35% и не демонстрирует существенного влияния нового торгового режима DCFTA между ЕС и РМ. Тенденции приднестровского экспорта за последние 16 лет приведены на рисунке.
В 2018 г. Приднестровская Молдавская Республика по товарным операциям взаимодействовала с 87 странами мира. По данным Государственного таможенного комитета ПМР внешнеторговый оборот республики за 2018 г. составил 1840,2 млн. долларов США, из них на экспорт приходится – 685,7 млн. долларов США, импорт – 1154,5 млн. долларов США. Экспорт в страны Европейского Союза составил 249,8 млн. долларов США, что составляет 36% от общего объёма экспорта, а импорт – 183 млн. долларов США, что составляет 15% от общего объёма импорта. Экспорт в другие страны составил 372,1 млн. долларов США, из них в Молдову – 208 млн. долларов США, что составляет 30% от общего объёма экспорта, а импорт – 471 млн. долларов США, из них в Молдову 118 млн. долларов США, что составляет 9,7 % от общего объёма импорта.
Если рассматривать внешнюю торговлю Приднестровья со странами Европейского союза и со странами Евразийского Экономического Союза, то преобладает торговля с ЕАЭС. В 2018 году она составила 637 478 879 долл. США или 33% от общего товарооборота республики. При этом со странами ЕС оборот составил 432 652 079 долл. США или 23% внешнеторгового оборота ПМР.
Основными торговыми партнерами ПМР в отчетном 2018 году остаются Российская Федерация (560,4 млн. долл. США) с удельным весом 29% от общего товарооборота Приднестровья, Республика Украина (419,2 млн. долл. США), которая занимает второе место в товарообороте республики – 22%, и Республика Молдова (325,7 млн. долл. США) с долей в 17% в общем товарообороте.
Кроме того, к ведущим странам-партнерам ПМР в 2018 году можно отнести Румынию (157,8 млн. долл. США), которая занимает 8% от общего товарооборота страны, Польшу (98 млн. долл. США) с удельным весом 5% от общего товарооборота, Республику Беларусь (50,1 млн. долл. США), которая занимает 3% от общего товарооборота страны, и Италию (43,9 млн. долл. США) – 2% от общего товарооборота.
Как видно из приведенной внешнеэкономической статистики, товарооборот Приднестровья достаточно диверсифицирован и не имеет какой-то региональной ориентации. В 2018 г. Приднестровская Молдавская Республика по товарным операциям взаимодействовала с 87 странами мира. Соответственно и ТПП Приднестровья поддерживает разновекторные внешнеэкономические связи.
— По Вашим данным, на каком этапе находятся торговые отношения с Румынией? Как Вы думаете, возможно, и полезно ли увеличить торговлю? Какие домены могут быть приоритетными?
— Возвращаясь к таможенной статистики следует отметить, что Румыния является заметным торговым партнером для Приднестровья и на нее приходится 8% товарооборота: 108, млн. долл. экспорта (16,2%) и 49,4 млн.долл. импорта (4,3%). Объем поставок в Румынию находится на третьем месте после Молдовы 30% и Украины 20%. Приднестровье продает в Румынию металлы, обувь, ткани, продукцию растениеводства, а покупает металлический лом, одежду, топливо, продукты питания. Жители Приднестровья часто посещают румынские курорты как зимнего, так и летнего отдыха.
Резервы для развития торговли, безусловно, еще далеко не использованы. Обмен деловыми миссиями, участие в различных форумах и конференциях, посещение выставок все это требует активизации и дополнительного стимулирования. В связи с ограниченностью информации о реальном положении дел в Приднестровье, а часто и в связи с искаженной информацией о Приднестровье, румынские предприниматели воздерживаются от посещения Приднестровья. Наверное, по этой причине румынский импорт в Приднестровье представлен в малом количестве. Румынским бизнесменам пора изменить эту парадигму и открыть для себя многие преимущества работы с Приднестровьем.
— Большое спасибо за учтивость, с которой вы ответили на наши вопросы!