16 сентября 2016

В Торгово-промышленной палате обсудили перспективы развития электронной коммерции

Электронная коммерция в настоящее время является ключевым драйвером роста торговли в развитых и во многих развивающихся странах, кардинально меняя привычные бизнес-процессы в розничной торговле. За последние два года рынок электронной коммерции, например, в США вырос на 25%, в Еврозоне – почти на 30%.

Электронная коммерция начала развиваться и у нас. Причем перспективы развития весьма многообещающие.

Сегодня, 16 сентября, в ТПП ПМР состоялся круглый стол, посвященный состоянию и перспективам развития электронной торговли в Приднестровье. Он объединил представителей власти, банков, почты, IT-бизнеса.

В процессе обсуждения было озвучено, что, оказывается, первые «интернет-магазины» начали появляться у нас еще 7-8 лет назад, правда тогда онлайн товар можно было только выбрать, а после все равно прийти за ним в магазин и там же по факту его оплатить.

Сейчас же мы все больше и больше экономим свое время, мы не готовы тратить долгие часы на то, чтобы ходить по торговым центрам, выбирать технику, одежду. Сейчас мы хотим получить желаемое, прикладывая минимум усилий и затрачивая минимум времени.

И это уже не просто реальность, это необходимость.

Большую часть информации о товарах, даже при личной покупке, мы все равно находим в Интернете. При помощи этой информации принимаем решение. Самостоятельно можем узнать порой больше, чем нам расскажет консультант в магазине. Все это создало предпосылки для появления у нас полноценных интернет-магазинов и торговых площадок.

Нельзя, правда, отмести тот факт, что в Приднестровье не существует соответствующей законодательной базы, особенно, что касается защиты прав потребителей. Но и в этих условиях электронная коммерция, оказывается, может развиваться. На сайте Интернет-магазинов обычно указываются правила, ознакомившись с которыми, покупатель вправе сам решать согласиться с ними или нет.

Своим опытом организации в Приднестровье интернет-магазина поделился Александр Иванов, представляющий фирму «Профит». Два основных столпа, на которых основана интернет-торговля – это онлайн оплата и доставка. Как оказалось организация первого в Приднестровье уже совсем не проблема: для магазина, разрабатываемого Александром Ивановым, «Агропромбанк» разработал модуль, который позволяет производить покупки с использованием карты «Радуга». Подобные модули в Приднестровье использует порядка 15 интернет-площадок.

Момент доставки является более сложным. Было отмечено, что в настоящее время в республике нет развитой инфраструктуры  доставки товаров, магазины справляются с этой задачей собственными силами, поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

Но это касается только внутренней торговли. С внешней торговлей ситуация намного сложнее и серьезнее. Здесь возникают проблемы с непризнанностью Приднестровья, которая отражается и на работе почты, и на работе таможенных органов.

Участники круглого стола неоднократно подчеркивали важность дальнейшего развития электронной коммерции в Приднестровье как в виде интернет магазинов, так и в виде электронных площадок В2В, В2С.

Опытом работы на рынке электронной коммерции в Молдове с участниками круглого стола поделился президент Ассоциации ИТ-компаний Молдовы Вячеслав Кунев. Он привел некоторые цифры, характеризующие уровень интернет-рынка в Молдове: в этом году в объёме платежей с использованием банковских карт порядка 8% занимают платежи, проведенные в Интернете. Большая часть из них – это оплата авиабилетов.

В процессе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что для эффективного развития электронной коммерции в нашей республике необходима выработка комплекса мер, реализуемых с привлечением заинтересованных сторон.

Этими мерами могут быть поэтапное развитие правовой базы в сфере электронной коммерции, выработка сбалансированного подхода к государственному законодательному регулированию сферы электронной коммерции; ведение статистического учета в сфере интернет-коммерции; введение электронной цифровой подписи; развитие распределительной инфраструктуры и организации системы доставки или курьерской службы; установление специальных тарифов на услуги по доставке товаров интернет магазинов по Приднестровью и др.