8 января 2014

Рецепты стабильности и развития от «Флоаре»

Борис Кичук История бендерской обувной фабрики «Флоаре» начинается в 1974 году, когда в марте между ГДР и СССР было подписано Соглашение о создании в Молдавии предприятия по производству обуви современным литьевым методом. Первая пара обуви сошла с конвейера в 1975 году. Свыше 150 млн. пар обуви произвела фабрика за годы своей деятельности. Более 90% из которых отправлены на экспорт.

С 1999 года предприятием успешно руководит Борис Кичук. Он рассказал журналу «Партнер» о том, как живется фабрике «Флоаре», что способствует и мешает развитию, каким видится производственное будущее.

— Борис Валентинович, начну разговор с итогов работы. Каким был ушедший 2013 год для Вашего предприятия?

— Если рассматривать экономические показатели, то они удовлетворительны. В минувшем году мы выпустили очередную новую коллекцию сезонов «весна-лето» и «осень-зима», что позволило удержать правильную ценовую политику по основным рынкам сбыта – в Германии, России, Украине, Узбекистане, Таджикистане, конечно же, Молдове и внутри ПМР. В целом объемы производства выросли на 40 %. Особенно радует развитие и поиск новых партнерских отношений в Украине. Этот рынок очень сложный, но тем не менее, работа собственного представительства в г. Одесса позволяет быть уверенным в том, что мы и дальше будем стабильны на этом рынке, контролируя спрос и обеспечивая предложение.

За 9 месяцев 2013 года значительно улучшились и показатели производительности труда, выросшие в среднем на одного работающего на 45 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как результат — средняя заработная плата также увеличилась на 10,4 % и достигла уровня в 4144 рублей. Здесь у нас все в порядке.

Что касается платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, то и по этим показателям наблюдается положительная динамика, за 9 месяцев 2013 года было перечислено 10319 тыс. руб., что на 6,4 % больше, чем показатели отчетного периода 2012-го.

— Действительно, на фоне некоторых предприятий, значительно сокративших свои объемы производства, Ваши результаты работы впечатляют. А были ли какие-то сложности, может, возникали препятствия, которые мешали развиваться?

— Следует заметить, что даже при этих показателях уровень налоговой нагрузки остается значительно высоким. Он не позволяет в целом стабилизировать финансовую независимость предприятия. Нам не удалось решить вопросы бесперебойного финансирования из-за недостаточности совственных оборотных средств, и, естественно своевременного кредитования по банкам ПМР. Надеемся, что в 2014 году усилиями руководства республики некоторые негативные моменты исчезнут, и предприятиям будет обеспечена более благоприятная среда для финансово-хозяйственной деятельности.

Многие производственники очень надеются, что политика Правительства в 2014 году будет направлена на устранение и решение целого ряда вопросов, связанных с излишним консерватизмом в отношениях между государственными ведомствами, учреждениями и экономическими агентами. Необходимо упростить систему проверок со стороны контролирующих органов, не исключая саму систему контроля. Порой кажется, что ряд выдвигаемых требований является необоснованным. Нужны методы, соответствующие статусу нашей страны. Не стоит забывать, что Приднестровье — это зависящий от импорта и экспорта регион.

Еще момент: есть острая необходимость осознать удаленность рынков импортируемого сырья, материалов и экспорта. В таких условиях на первый план выходит политика грамотной логистики. Естественно, у каждого предприятия она индивидуальна. Но есть и должна быть общая стратегия государства в этом вопросе.

В продолжение темы логистики, хочу отметить, что огромное неудобство испытывают предприятия в связи с отсутствием в ПМР транспортных компаний, имеющих разрешения на осуществление международных грузоперевозок. К сожалению, полное отсутствие собственного автомобильного состава для грузоперевозок заставляет нас заказывать транспортные услуги у европейских и молдавских компаний. Это только увеличивает валютные затраты наших экономических агентов, что в конечном итоге влияет на цену и, соответственно, конкурентоспособность нашей продукции.

— Молдавская сторона после парафирования Соглашения об ассоциации с ЕС через некоторое время опубликовала сам текст этого международного документа – 932 страницы. Есть ли в этом Соглашении какие-либо угрозы и вызовы для беспрепятственной работы приднестровских экономических субъектов?

— К сожалению, нашу страну не очень спрашивали по существу редакции данного документа — Соглашения о зоне свободной торговли между ЕС и Молдовой. Однако уже существующий документ порождает больше вопросов, чем ответов.

Соглашение не касается экономических субъектов напрямую, но это только на первый взгляд. Да, Соглашение подписано, но оно, прежде всего, должно определять интересы всех участвующих сторон.

А что мы наблюдаем сегодня? Нынешние условия торговли с ЕС устраивают нас в рамках тарифной и пошлинной политики. Но по всей вероятности, они не совсем устраивают другую сторону. Иначе зачем предлагать изменения при удовлетворительной ситуации?

Для Приднестровья все актуальней звучит тема увеличения экспорта производимой продукции в другие страны, исключая ЕС. И нельзя говорить, что мы ее не прорабатываем. Но стоит заметить, что все без исключения страны, прежде всего, хотят защитить права собственного производителя, дабы обеспечить ему необходимые условия для ведения плодотворной экономической деятельности. Это касается и России, и Украины. Проще говоря, в рамках развития собственной экономики необходимо защитить внутренний рынок от несанкционированных поставок товаров первой необходимости извне — и не только.

Требовать от кого-либо преференций исключительно для приднестровской экономики – маловероятный вариант. Значит, наши предприятия должны доказывать европейскому, азиатскому, американскому рынкам состоятельность своих намерений, поставляя туда всегда ликвидный качественный и востребованный товар.

— Помнится, в ходе публичных парламентских слушаний Вы говорили о том, что РФ вышла из числа представителей Международных грузоперевозчиков, что повлекло за собою дополнительные транспортные расходы при перемещении грузов по территории РФ, даже в случае транзита. Расскажите об этом детальнее, пожалуйста.

— Давайте рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Организация со стороны РФ новой системы транспортировки и транзита грузов по своей территории заключается в том, что, начиная с 14.04.13 г. действие TIR carnet — международного таможенного документа, дающего право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенной очистки – не распространяется на иностранных перевозчиков на территории РФ. Поэтому, оформив груз как обычно, по TIR carnet, мы доезжаем через Молдову, Украину до России. Там необходимо обеспечить финансовую гарантию груза, т. к. существующая гарантия по TIR не действует. Значит, надо платить дополнительно. Дела с транзитом обстоят еще хуже, т. к. для многих стран необходимо оформлять TIR для третьих стран. Получается, что ко всем иным затратам приплюсовывается дополнительная плата за транзит по РФ. Надеюсь, что со временем и эта проблема найдет оптимальное решение.

— Многие экономические субъекты столкнулись с тем, что из-за резко увеличившихся тарифов и налоговых ставок приходится жертвовать оборотными средствами ради погашения всех обязательных платежей государству. Как Вам кажется, что можно и нужно изменить, чтобы дать возможность производственным предприятиям минимизировать риски, сохранить объемы и попытаться обновить оборудование, может быть, даже расширить или диверсифицировать производство?

— Отвечу на Ваш вопрос своим: что надо сделать, чтобы решить одну из важнейших проблем – снизить дефицит бюджета страны? Ответ очевиден — наполнить бюджет. Наверное, нужно увеличить объемы производства, поднять заработную плату, уменьшать затраты на единицу продукции и, как следствие, увеличатся отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.

Но чтобы обеспечить выполнение всего этого, будет недостаточно просто увеличить налоговую нагрузку на тех, кто сегодня обеспечивает платежи в бюджет. Правительственные аналитики обязаны системно решать проблему. Это кропотливый и монотонный труд.

Одним из решений для нашей республики мне видится следующее: заключение Меморандума с предприятиями. В этом документе будут прописаны меры, которые не усложнят ситуацию на конкретном предприятии, а предоставят возможность осуществить то, о чем я сказал выше.

И второе, полагаю, что существующая система налогообложения требует замены. Современная экономика знает много прогрессивных систем налогообложения. Естественно эти системы надо адаптировать под нашу экономику. И это необходимо делать быстро и эффективно.

Оптимальным вариантом будет создание системы, которая позволит предприятиям минимизировать свои риски, сохранить, а затем и увеличить объемы производства, заработать деньги для собственных нужд, на перевооружение, а может быть и диверсифицировать производство. И тогда мы будем спокойны за стабильность нашего будущего.

Оксана Маркина