24 января 2017

Бизнес в облаках

С. А. Коваленко, ст. преподаватель кафедры бизнес-информатики и ИТ

Облачные технологии стали очень популярным словосочетанием. Сегодня все чаще говорят об облачных технологиях в контексте построения качественно иной бизнес-инфраструктуры. Сторонники облаков хвалят их производительность и относительно невысокие затраты на старте. Скептики напоминают им о рисках, с которыми сопряжена облачная работа. Но всякому ли бизнесу полезно следовать моде?

Облачность за рубежом?

В 2008 г. Николас Карр, американский журналист, специализирующийся на высокоуровневом анализе технологических новинок, опубликовал книгу под названием «Великий переход. Что готовит революция облачных технологий» (The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google). Это исследование, по сути, хвалебная речь концепции IaaS (Infrastructure-as-a-Service; инфраструктура как сервис). Карр рассматривает возможность предоставления вычислительных мощностей как коммунальной услуги. Идея заключалась в том, чтобы освободить предприятия от необходимости обслуживать ИТ-инфраструктуру. В основе его бизнес-модели лежала идея предоставлять услуги по обработке данных за умеренную плату. Таким образом, компании достаточно было обеспечить доступ своих сотрудников в Сеть с самых простых и дешевых устройств.

Малая облачность в России?

С момента запуска первых облачных проектов прошло 17 лет. Российский рынок стоит еще только в начале освоения возможностей этого семейства технологий. Российский ИТ-рынок составляет всего порядка 2 % от общемирового. Только в 2014 г. компания HPE инвестировала в облачную платформу OpenStack около 1 млрд долл. Совокупный бюджет программы разработки инфраструктурного ПО, предложенного Минкомсвязи РФ, составил 10 млрд рублей. Это в 10 раз меньше, чем одна американская компания потратила за год на одну экспериментальную облачную платформу с открытым кодом.

Зачем вообще бизнесу облака?

Благодаря облачным технологиям бизнес может быстро масштабироваться. Это означает, что вычислительные мощности могут наращиваться очень быстро, а период внедрения тех или иных инноваций (например, от разработки приложений для работы в облаке до их внедрения в бизнес-процессы) существенно сокращается. Более того, это стоит меньше. ИТ-инфраструктура требует от бизнеса существенных расходов на оплату труда технических специалистов, на лицензионные выплаты, дающие право использовать то или иное ПО, на покупку или аренду физического «железа» – серверов, сетевого оборудования и т. п. В случае же с облаками компания получает все то же самое как отдельную услугу и за гораздо меньшие деньги.

Небольшие компании могут очень серьезно экономить при использовании облаков – они не платят за всю инфраструктуру, необходимую для создания своей ИТ-системы, то есть за физическое оборудование, ПО, сотрудников. Они тратятся только на абонентскую плату IaaS-провайдеру. Это тем более выгодно, что для небольших компаний существуют облака с предустановленным программным обеспечением, рассчитанным на конкретные алгоритмы работы. Например, для компаний, предоставляющих транспортные услуги, будет софт для расчета маршрутов, мониторинга расхода топлива, GPS-трекинга транспортных средств и т. п.

Крупным компаниям облачные технологии тоже удобны – они могут с их помощью обеспечить себе бесперебойность работы, миграцию виртуальных машин между физическими серверами, легкость управления всей инфраструктурой. Но в первом случае речь идет, как правило, о публичных облаках, а во втором – о частных. Благодаря облакам можно использовать разное физическое оборудование. Серверы разных поколений и производителей объединяются в один кластер. Можно объединить дата-центры с разным географическим расположением – если на один центр обработки данных будет совершена DoS-атака, данные не пострадают – они заранее синхронизируются со вторым, резервным. И пользователь ничего не заметит. В целом, облака для компании – это экономия за счет эффективного использования физических ресурсов.

Кому не нужны облака?

Облачные технологии не будут востребованы в компаниях, которые имеют статические задачи, деятельность которых строго регламентирована. Это такие компании, которые не имеют быстро изменяющихся процессов и не ожидают динамичного роста. Взять, к примеру, какой-нибудь строительный объект – зачем ему облака? Предположим, предусмотрены на объекте системы кондиционирования, контроля доступа, безопасности, видеонаблюдения. Но там как стояло 100 камер до ввода в эксплуатацию, так и через пять лет будет стоять. В этом случае внедрение облака мало того, что экономически неэффективно, так еще и создает дополнительную уязвимость с точки зрения безопасности. Или, например, применять облака нет смысла в  оборонных проектах, потому что в их интересах – минимизировать риски по безопасности, а нагрузка таких проектов четко рассчитывается заранее и под нее подбирается специфическое оборудование. Развертывание облаков и их обслуживание требует дополнительной инфраструктуры, мощностей, кадров. Зачем это нужно, если экономически выгоднее сделать проект без них?

Хотя, конечно, все зависит от ситуации, от той конкретной задачи, которая поставлена. Например, израильская армия активно участвует в жизни OpenStack-сообщества, их военспецы выступают на саммитах. Надо думать, не просто так. Значит, их командование видит возможность извлечь пользу из данной технологии.

Что можно найти в облаке

1. Сверхвысокую надежность функционирования, которая позволяет довести безотказность решения пользовательской задачи до уровня надежности космической техники. Она необходима для безотказной работы, например, глобальных систем бронирования билетов на авиаперелеты, систем предоставления банковских услуг, информационных порталов и других интернет-ресурсов массового использования.

2. Высокую безопасность обработки коммерческой информации, обеспечивающую защиту от вирусных угроз, хакерских атак, несанкционированного использования информации и ресурсов. Для обеспечения надлежащего уровня безопасности требуются специальные меры по защите каналов связи и шифрованию данных, хранящихся в самом облаке. Это может быть реализовано как в самом программном обеспечении, так и сторонними средствами без доработки существующего программного обеспечения.

3. Высоконадежные средства энергообеспечения, вентиляции и кондиционирования.

4. Защищенность от несанкционированного физического доступа к местам хранения и обработки информации. В случае взлома доступа к консолям управления виртуальными ресурсами злоумышленники могут получить доступ ко всем данным клиентов компании, предоставляющей вычислительные ресурсы. Переход в облако позволяет сократить риски возникновения подобных ситуаций.

5. Разнообразие операционных систем, востребованных потребителями.

6. Широкий спектр пользовательского программного обеспечения и его систематическое обновление актуальны в тех случаях, когда, помимо вычислительных ресурсов (PaaS – Platformas a Service) компания заказывает и программные (SaaS – Softwareas a Service). Отметим, что для нужд большой компании программный набор MicrosoftOffice будет недостаточным, а специальный софт, скорее всего, придется настраивать собственными силами.

7. Регулярное обновление технических средств без снижения показателей предоставления услуг. На практике это означает, что пользователь не замечает особых изменений в работе с облаком, поскольку все «железо» обновляется без его участия.

8. Финансовую доступность для широких слоев потенциальных потребителей и др. Ежемесячная арендная плата за использование облачного сервиса ощутимо ниже, чем возможные расходы на покупку технических средств и их обслуживание, а также оплату труда специалистов, работающих с таким «железом».

Преимущества и риски работы в облаке

Преимущества от работы с облачным сервисом получают все участники процесса: и провайдеры, и потребители их услуг.

1. Минимизация стартовых затрат на создание ИТ-инфраструктуры. В классических условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей деятельность средней компании, обходится в десятки, а то и в сотни тысяч евро. При работе в облаке первоначальные расходы снижаются на порядок.

2. Обнуление затрат на содержание ИТ-инфраструктуры. В частности, от потребителя не требуется оплачивать аренду помещений, создание системы кондиционирования, охрану, средства резервирования и хранения информации и т. п. Практика показывает, что текущие ежегодные затраты на содержание ИТ-инфраструктуры составляют около 20–30 % от ее стоимости. Стоимость месячной аренды облачных ресурсов колеблется в пределах от нескольких десятков до нескольких сотен евро в зависимости от объема их потребления. При этом объем потребления в любой момент может быть изменен самим клиентом в зависимости от его потребностей, что дает ощутимую экономию в периоды делового затишья.

3. Экономия средств и времени на обновление используемых программных продуктов.

4. Потребление компьютерных ресурсов только в тех объемах и только тогда, когда они необходимы.

Нарушения со стороны других пользователей облака. Физический контроль оборудования переходит к поставщику услуг, и множество клиентов совместно используют физические ресурсы облака. Если один пользователь совершает незаконные действия и часть оборудования будет изъята, то его «соседи» по облаку могут быть также заблокированы и потерять свою информацию.

Интернет-каналы и их защищенность. Взаимодействие с облаком происходит посредством интернет-каналов, которые без надлежащей защиты также могут нести в себе потенциальную угрозу безопасности компании. При желании злоумышленники могут перехватить веб-сессию или украсть пароли для доступа к системам управления облаком. Также высок риск того, что поставщик не использует достаточно надежные системы аутентификации и управление политиками прав доступа, что также негативно влияет на уровень безопасности.

Ограниченные ресурсы. Как уже отмечалось, инфраструктура как услуга – это предоставление клиенту неограниченного количества ресурсов с возможностью гибко управлять ими. Однако при значительных нагрузках часть пользователей может ощущать падение производительности или недоступность сервисов. Зачастую такая ситуация обусловлена ошибками в механизмах распределения ресурсов, их неправильным планированием или малыми инвестициями в оборудование. Для компании клиента это означает прямые финансовые потери из-за простоя и недоступности сервисов.

Экономические последствия DoS-атаки. Последняя угроза, которая характерна только для облаков, – это экономический эффект от DoS-атаки. Она является обратной стороной преимущества облачных вычислений – плати только за фактическое потребление. При реализации данной атаки колоссально возрастает объем исходящего интернет-трафика из-за увеличения количества запросов к серверу клиента. В итоге клиент будет обязан его полностью оплатить.

Что день грядущий нам готовит в облаках

Любой деловой человек согласится, что строить свой бизнес без учета будущих перспектив является признаком легкомыслия. Применительно к ИТ-обеспечению бизнес-потребностей необходимо учитывать не только возможные изменения специфических особенностей конкретного бизнеса, но и факторы развития его окружения.

Очевидно, что облачные технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся секторов рынка информационных технологий. Популярность облачного сервиса автоматически ведет к снижению стоимости предоставления таких услуг, а также к применению более совершенных технических и программных средств. Это позволяет надеяться на то, что предлагаемый сегодня ассортимент программного обеспечения в облаках в недалеком будущем будет не только расширяться, но и усложняться. В конечном итоге это способно привести к созданию еще более комфортных условий для потребителей облачных услуг.

В западной практике просматриваются вполне четкие черты мейнстрима в сфере дальнейшего развития облачных ИТ-технологий для удовлетворения потребностей бизнеса.

Получается странная штука: облака нужны практически любому современному бизнесу. Чем более консервативен бизнес, тем меньше ему нужны облачные технологии. Хочет ли бизнес «застолбить себе поляну» в будущем или предпочитает жить сегодняшним днем? Если хочет, то вопрос имеет смысл ставить иначе: «как именно тот или иной бизнес может использовать облачные услуги?» Даже застройщики в партнерстве с провайдером могут предложить жильцам облачные сервисы в рамках концепции «умного» дома. Более того, если они этого не сделают в самом ближайшем будущем, ликвидность ихобъектов будет стремиться к нулю. Ведь «умному» городу нужны будут не только «умные» машины, но и «умные» дома.

Однако я далек от мысли, что облака – это панацея. Есть много причин, побуждающих некоторые бизнесы интересоваться этими разработками. Некоторые, но не все.

Литература

1. Электронный ресурс: www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=189042

2. Электронный ресурс: tucha.ua/blog/bezopasnost-v-oblake

Журнал «Экономика Приднестровья» № 11-12, 2016