ИНВЕСТИЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ. ИТОГИ

Главная Мероприятия Инвестиционно-экономический форум ИНВЕСТИЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ. ИТОГИ

миниФОТООТЧЕТ

Спикеры и модераторы Форума

Доклады спикеров Форума

Этот Форум стал для Приднестровья уже четвертым. Причем первые три носили чисто инвестиционный характер – их основной целью было повышение инвестиционной активности в Приднестровье.

Форум, проведенный в этом году, стал инвестиционно-экономическим. Он, в первую очередь, направлен на изучение экономической ситуации в Приднестровье, анализ причин, которые вызвали кризисные явления и поиск предложений по стимулированию экономического роста. Лейтмотивом всего Форума стал переход Приднестровья от политики выживания к политике развития.

Организаторами IV Инвестиционно-экономического форума выступили Торгово-промышленная палата и Министерство экономического развития при поддержке Правительства ПМР.

Количество участников IV Форума составило около 800 человек. Это организаторы форума, представители органов власти, университетов и банков, представители приднестровских предприятий малого и крупного бизнеса. Также Форум посетили 64 иностранных участника из 43 организаций 17 стран мира (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Абхазия, Италия, Франция, Великобритания, США, Чехия, Румыния, Швеция, Швейцария, Германия, Польша, Словакия, Венгрия):

- Представительства посольств и дипломатических миссий: Делегация ЕС в РМ,  Посольство России в РМ, Посольство Украины в РМ, Посольство ФРГ в РМ Посольство Польши в РМ, Посольство Чехии в РМ, Посольство Словакии в РМ, Посольство Венгрии в РМ, Посольство Великобритании в РМ, Посольство Румынии в РМ, Посольство Швеции в РМ, Посольство США в РМ, Представительство Республики Абхазия в ПМР;

- Торгово-промышленные палаты: ТПП Российской Федерации, Таганрогская межрайонная ТПП (Россия), ТПП Республики Абхазия, ТПП Франция-Молдова, Молдо-Итальянская ТПП;

- Представители иностранных государственных структур: Представители Министерства экономического развития РФ, Представители  Министерства промышленности и торговли РФ, Делегация от администрации Архангельской области;

- Международные организации: Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН); ООН в Молдове; Миссия Европейского Союза по приграничной помощи Молдове (EUBAM); НП «Национальный институт технического регулирования», Москва; институт Развития и Социальных инициатив «Viitorul», г.Кишинев; проект «Улучшение управления водными ресурсами, инфраструктуры», GIZ г.Кишинев; Центр стратегических исследований и реформ, г.Кишинев;

- Зарубежные коммерческие организации: ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп», г.Москва; АО «Инвестиционная компания «Архангельск», г.Архангельск (Россия); ООО «Готовые решения», г.Ростов-на-Дону» (Россия); ООО «Мегашоп», г.Брянск (Россия); PricewaterhouseCoopers (PwC) в Молдове; ООО «Выставочная компания «ЛЕОН», г.Одесса (Украина); ООО «Нива-Кривбасс», г.Кривой Рог (Украина); Национальная ассоциация молока и молочных продуктов, г.Кишинев (Молдова); проект GFA Consulting Group GmbH (Молдова).

Программа IV Форума была очень насыщенной.

Первым мероприятием стала международная научно-практическая конференция «Инвестиции и экономика: проблемы и перспективы роста в условиях ПМР», организованная 12 мая в Приднестровском Государственном Университете. Участниками конференции стали студенты и преподаватели университета, представители Министерства экономического развития ПМР и Торгово-промышленной палаты. Научные статьи, подготовленные в рамках конференции, были напечатаны в специальном сборнике. Они затронули актуальные аспекты налогового регулирования в условиях кризиса, инвестиционные реалии Приднестровья, проблему социальных инвестиций, а также анализ рентабельности и платежеспособности отраслей народного хозяйства Приднестровья.

На пленарном заседании и пяти дискуссионных площадках, организованных 19-20 мая, иностранные специалисты, представители государственной власти и бизнес-сообщества Приднестровья искали пути выхода из сложившейся кризисной ситуации.

Были рассмотрены проблемы и возможности выхода предприятий Приднестровья на европейские рынки и рынки евразийского экономического союза; плюсы и минусы действующей налоговой системы и объективная необходимость перехода на классическую систему налогообложения; особенности привлечения инвестиций в условиях кризиса и первые инициативы по созданию технопарков и проектов государственно-частного партнерства; состояние бизнес-климата республики и возможные пути активизации экономики через поддержку предпринимательской активности; дан анализ национальной системы технического регулирования, предложена стратегия ее развития на основе гармонизации с лучшими международными системами. Российские эксперты поделились опытом деятельности институтов бизнес-омбудсменов и действующими механизмами поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ.

Также в первый день форума была организована биржа деловых контактов – бизнесмены из разных стран могли пообщаться с представителями предприятий нашей республики. Возможно, это послужит импульсом к развитию внешних торгово-экономических связей Приднестровья. Наибольший интерес у зарубежных участников вызвал приднестровский осетровый комплекс «Акватир». Также иностранные предприниматели пообщались с руководством «Электромаша», «Тираспольтрансгаза», «Каменского колоса», Каменского консервного завода, компаний «Рист», «Ветряк», «ОСТ-Меркурий» и других.

В рамках Форума прошли и другие мероприятия:

1) выставка инвестиционного потенциала районов Приднестровья;

2) встреча иностранных участников с руководством республики;

3) круглый стол по проблематике государственно-частного партнерства с участием Максимова Виталия Вячеславовича, председателя Совета директоров ЗАО «ТРАСПРОЕКТ Групп»;

На форуме было подписано соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Торгово-промышленной палатой Приднестровья и Молдо-итальянской Торгово-промышленной палатой. 

ЕДИНСТВО ПО ПРИЧИНАМ КРИЗИСА

В процессе дискуссии на пленарном заседании «Приднестровье в условиях кризиса: от политики выживания к политике развития» была дана оценка состояния экономики Приднестровья, были отмечены основные причины кризиса:

1)   внешние: события на юго-востоке Украины с начала 2014 г., взаимные санкции Европейского союза и РФ, падение цен на нефтепродукты, рецессия экономик и девальвация национальных валют в странах — основных торговых партнерах.

Внешние причины оказали сильное негативное действие на экономику ПМР, а именно привели к сокращению экспорта и притока валюты, сокращению поступлений в бюджет.

2) внутренние причины кризиса: падение производства, опоздавшая реакция на изменения внешних рынков в части монетарной политики, рост дефицита бюджета, сокращение денежной массы в обращении, падение внутреннего спроса, вывоз валюты из Приднестровья.

Итогом стало падение экономической активности и сокращение экономики в 2015 году на 20%. 

Исходя из указанных причин кризиса, в качестве «рецептов» по выходу из кризисного состояния участники дискуссии внесли стратегические и тактические рекомендации.

Общее стратегическое видение направлений реагирования:

1) восстановление равновесия торговых отношений на внешних рынках через механизмы монетарной политики;

2) восстановление экономической активности на внутреннем рынке через механизмы повышения спроса;

3) модернизация налоговой системы в направлении придания ей адекватного характера конъюнктуре международных рынков, а также адекватности налоговой нагрузки на экономические субъекты в разных сферах деятельности;

4) улучшение бизнес-климата (инвестиционной привлекательности) и на этой основе придание нового импульса развитию предпринимательства и сельского хозяйства;

5) развитие новых форм привлечения инвестиций таких, как ГЧП, индустриальные парки, генеральное планирование размещение производственных мощностей, разработка государственными ведомствами крупных инвестиционных проектов, формирование гарантийного фонда привлечения инвестиций;

6) модернизация системы технического регулирования для обеспечения роста технического уровня всей экономики и обеспечения безопасности потребителей импортируемой и собственной продукции;

7) принятие стратегии (программы) социально-экономического развития Приднестровья.

Тактические задачи по выходу из кризиса:

1)   снижение административных барьеров для предпринимательской деятельности;

2)   практические шаги по поддержке собственного товаропроизводителя и по  выполнению программы импортозамещения;

3)   введение института бизнес-омбудсменства;

4)   разработка программы сдерживания инфляции на случай вынужденной девальвации рубля;

5)   корректировка ставки налога на доходы в отдельных отраслях, где налоговая нагрузка привела к вымыванию оборотных средств предприятий. 

РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ РЫНКОВ

Ввиду экспортоориентированности экономики Приднестровья тема внешнеторговых отношений является важнейшей в тематике кризисных процессов в экономике ПМР. Поэтому дискуссия по теме «Проблемы и перспективы развития внешних рынков для экспорта продукции предприятий Приднестровья» стала одной из самых активных. Эксперты отметили, что за последние несколько лет структура приднестровского экспорта несколько изменилась: Молдове и Евросоюзу мы стали продавать больше, России – заметно меньше, Украине – примерно столько же. При этом по итогам прошлого года основными партнёрами остаются Молдова (49% от общего объёма экспорта) и Румыния (15%). На Россию и Украину приходится всего по 8%.

Практически по каждому из внешних рынков сбыта есть проблемы, мешающие их расширению для приднестровского экспорта. Так, с Молдовой нет правил взаимной торговли, из-за чего этот процесс носит ха­отичный характер. Кроме того, есть вопросы по ряду тарифных и нетарифных барьеров. В Украине в последнее время некоторые банки стали тормозить движение финансов при покупке или продаже приднестровских товаров. По ЕС пока нет ясности, как будет проходить торговля после 2017 г. по окончании действующего сейчас особого торгового режима. Что касается российского рынка, то для Приднестровья он остаётся, с одной стороны, самым желанным, а с другой – самым проблемным. У Приднестровья серьёзные расхождения с РФ в темпах девальвации. Кроме того, после подписания Молдовой DCFTA Приднестровье тоже попало под российские торговые ограничения, и целая группа товаров была выведена из режима свободной торговли. Эксперты отметили, что внешнеэкономическая деятельность нашей республики слабо диверсифицирована: 37% экспорта – это электроэнергия, 20% – металлопродукция.

В период кризиса 2014-2015-2016 гг. возникла реальная угроза потери рынков для наших производителей по нескольким причинам:

1. Потеря конкурентоспособности из-за девальвации валют в странах экспорта по отношению к твердому доллару США. Это произошло практически во всех странах, куда экспортируется продукция предприятий Приднестровья;

2. Внутренняя политика валютного регулирования. В Приднестровье девальвации не произошло. С 2012 г. приднестровский рубль удерживается в коридоре 11,1-11,3 за один доллар США. Сложилась парадоксальная ситуация: предприятия, сохранив рынки сбыта и объемы производства, зарабатывая евровалюту в увеличенных объемах, снизили свою доходную часть в рублях ПМР.

Данную проблему было предложено решить путем введения расчетных курсов безналичной покупки иностранных валют на внутреннем рынке для определенной категории экспортоориентированных предприятий. Это обеспечило бы предприятия рублевой массой с целью выплаты зарплат, налогов, расчетов за энергопотребление и т.д.

3. В 2015 году потерю собственных основных средств многие предприятия покрывали за счет привлечения дополнительных кредитных ресурсов от коммерческих банков. А так как деятельность всей отрасли в 2015 году убыточна, то банки дополнительно ввели систему страхования кредитных рисков, принуждая предприятия-заемщики предоставлять под уже взятые кредиты дополнительное обеспечение путем снижения ликвидности предоставленного ранее залога (дисконты доходят до 80%).

4. Неоправданно высокая финансовая нагрузка на отдельные отрасли экономики. К примеру, на сегодняшний день ставка налога на доходы в обувной промышленности в 2 раза выше, чем по экономике ПМР и в 3 раза больше по отношению к предприятиям легкой промышленности.

5. Отсутствие легальной банковской системы в Приднестровье как неотъемлемой части мировой банковской системы.

6. Инвестиционная политика внутри республики. Для решения одной из главных задач промышленников Приднестровья, а именно – роста объемов экспорта продукции во все страны мира, зарабатывание нужной государству валюты, необходимы значительные инвестиции. Государство должно предпринять меры по привлечению инвестиций на техническое перевооружение и радикальную модернизацию производств, на реализацию высокотехнологических проектов и др.

7. Таможенное регулирование между РМ и ПМР. Трудно обойти эту тему, препятствующую нормальному развитию ситуации между ПМР и Молдовой. Уже десять лет все экономические агенты Приднестровья осуществляют двойное таможенное оформление. Особенно это отражается на экспортерах Приднестровья, т.к. процедуре экспорта предшествует процедура импорта сырья и материалов. Помимо двойных финансовых затрат негативно влияет и потеря времени и трудовых ресурсов для осуществления этой работы.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

На форуме одна из самых жарких дискуссий разгорелась вокруг налоговой системы Приднестровья. Проведение налоговой реформы – необходимая мера для снижения дефицита бюджета, это требование рыночной экономики. Таким было единое мнение всех спикеров дискуссионной площадки «Налоговая система как важный фактор стимулирования экономики страны».

Внимание всех докладчиков было заострено на недостатках действующей налоговой системы и на проблемах, которые могут возникнуть при переходе на «классическую» систему. При этом сложилось общее понимание необходимости реформирования существующей налоговой системы, базирующейся на налоге на доходы организаций, как тормозящей дальнейший экономический рост. Наряду с простотой администрирования, отмечалось наличие в ней систематических нарушений важнейших принципов любой налоговой системы – равенства и справедливости.

Проведение налоговой реформы повлияет, прежде всего, на финансово-экономические условия и результаты работы разных секторов экономики и предприятий, на доходы и устойчивость бюджетной системы. Поэтому необходимо минимизировать возможные риски и максимизировать выгоды от изменения налоговой системы. Реформированная налоговая система должна обеспечивать справедливое распределение налоговой нагрузки между разными группами налогоплательщиков и устойчивость поступления налоговых доходов в бюджет, стимулировать развитие бизнеса и экономики. В этих целях целесообразно провести комплексную оценку возможных последствий налоговой реформы, ее воздействия на разные сектора, группы предприятий и бюджет и выбрать наиболее оптимальный вариант реформирования налоговой системы.

Вместе с тем, в ходе дискуссии выявились и серьезные расхождения взглядов на пути реформирования налоговой системы. Были обозначены два основных взгляда на реформу:

  1. Переход всего народного хозяйства на классическую налоговую систему, т.е. взимание налогов на прибыль, на имущество и на добавленную стоимость. При этом основные споры были вокруг НДС. Большинство участников указывали на проблемы и трудности, которые может вызвать этот налог. Особое место при введении НДС должны занять вопросы нормализации торговых отношений с Молдовой – вопросы налогообложения при осуществлении товарообменных операций между конфликтующими сторонами могут стимулировать взаимную торговлю, но могут стать и непреодолимым препятствием.
  2. Поиск возможностей внедрения налогообложения без НДС. Предлагалось также оставить действующую систему, но установить справедливые ставки налога на доходы организаций. В этом случае остается нерешенным вопрос отмены таможенных пошлин на товары, импортируемые из стран, с которыми практикуется режим свободной торговли.

Общий вывод: необходимость реформы налогообложения давно назрела. Ее необходимо проводить постепенно. Первым шагом должно стать тестирование новой системы на примере нескольких предприятий. При переходе на классическую систему налогообложения важно для малого бизнеса оставить право выбора системы налогообложения (новая, действующая, упрощенная система налогообложения), а также выработать механизмы взаимодействия между экономическими агентами, работающими в разных налоговых системах (плательщики и неплательщики НДС).

Важным предварительным условием для начала налоговой реформы является стабилизация валютного рынка в Приднестровье. 

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Вопросы инвестиционной политики государства в условиях кризиса, опыт РФ по реализации проектов ГЧП, концепция создания технопарков и реализации проектов ГЧП в Приднестровье обсуждались на дискуссионной площадке «Современные технологии привлечения иностранных и внутренних инвестиций в экономику республики. Государственно-частное партнерство – новые возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций».

Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия между государством и частными инвесторами для создания и улучшения инфраструктуры на основе механизма государственно-частного партнерств. На данный момент в рамках улучшения инвестиционного климата и оживления инвестиционных процессов государством предприняты первые шаги, способствующие внедрению вышеуказанных инструментов. В 2015 году разработана нормативно-правовая база в сфере ГЧП (принят закон ПМР «О государственно-частном партнерстве»), в рамках которого:

а) определены основные сферы развития ГЧП;

б) сформирован перечень объектов для ГЧП из 79 объектов;

в) установлены основные задачи, направления деятельности, состав и регламент работы Экспертного Совета по ГЧП при Правительстве;

г) определены порядок и форма ведения Государственного реестра учета договоров ГЧП;

д) разработана Методика расчета основных видов рисков в проектах ГЧП;

е) определен порядок проведения экспертизы проектов ГЧП.

Министерство экономического развития и профильные министерства на Форуме представили концепции создания технопарков и проекты ГЧП, планируемых к реализации на территории Приднестровья в качестве пилотных.

Спикерами площадки были внесены предложения, направленные на увеличение инвестиционной активности в Приднестровье. Это:

  • разработка совместно с РФ «Стратегии инвестиционно-инновационного развития Приднестровья» на 5-7 лет;
  • принятие мер для сохранения уже функционирующего в республике зарубежного инвестиционного бизнеса;
  • § создание «клиентского центра» для поддержки личных контактов инвестора. Он должен выполнять следующие функции: обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с органами исполнительной власти; содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ»; продвижение инвестиционных возможностей и проектов за рубежом (в том числе через конференции, выставки, форумы); представление интересов органов власти в проектах ГЧП.
  • § разработка механизма государственных гарантий для инвесторов;
  • § способствование становлению и развитию института ГЧП (совершенствование нормативной базы, внедрение программы обучения специалистов, разработка программы развития ГЧП и мер поддержки механизма ГЧП). 

БИЗНЕС-КЛИМАТ

Оживленная дискуссия развернулась и по теме «Улучшение бизнес климата и поддержка предпринимательства – залог притока инвестиций и экономического роста республики».

Участники обсудили состояние бизнес-климата Приднестровья и возможности активизации экономики через поддержку предпринимательской активности, а также эффективность преодоления кризисных явлений в экономике через финансовую поддержку МСП. Не раз было отмечено, что на бизнес-климат в ПМР влияют как негативные факторы, так и положительные. К первым, в частности, относятся непризнанность, предпринимаемые соседними Молдовой и Украиной блокадные меры, а также внутренняя нестабильность. Среди положительных сторон были названы: удобное географическое положение (близость к черноморским портам и прохождение через территорию республики одного из трансевропейских транспортных коридоров); прекрасные климатические условия вкупе с плодородием местных чернозёмов; наличие производственного потенциала вместе с высоко квалифицированными кадрами.

Было отмечено, что государство оказывает немалую поддержку предпринимателям. Например, была сокращена периодичность проведения производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий, снижена стоимость услуг по выдаче технических условий для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, изменена периодичность проведения мероприятий по внеочередному контролю надзора в области охраны труда и многое другое.

Также в ходе дискуссии отмечалось, что, благодаря средствам РФ, предпринимателям осуществляется господдержка в виде льготных кредитов на развитие агропромышленного комплекса малого предпринимательства. Начиная с 2008 года, было выдано около 700 млн руб. РФ и 48 млн руб. ПМР. Участники дискуссии пришли к единому мнению, что Приднестровью нужен качественный, современный процессный и проектный менеджмент в государственных услугах на основе новых технологий с использованием систем управления результативностью.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Вопрос реформирования системы стандартизации и сертификации в ПМР и переход к системе технического регулирования назрел уже давно. Это и стало темой заключительной дискуссионной площадки Форума «Модернизация системы технического регулирования как основа укрепления конкурентоспособности экономики Приднестровья».

Законодательная база в области технического регулирования в Приднестровье сформирована еще в 90-х гг. Всеми участниками дискуссии было отмечено, что существующая система нуждается в модернизации, но это требует взвешенного и глубокого подхода. Участники Форума высказались в поддержку принятия закона «О техническом регулировании» с последующим переходом на технические регламенты. Одна из рекомендаций – приведение системы технического регулирования, а также фитосанитарных и ветеринарных норм, в соответствие с нормами ВТО и с лучшими международными системами. При этом необходимо обеспечить безопасность и защиту внутреннего рынка.

Для свободного обращения приднестровской продукции в любом экономическом сообществе или в адрес стран-основных торговых партнеров необходимо, как минимум, чтобы действовали следующие правила:

  • единые или гармонизированные технические регламенты;
  • единые или гармонизированные санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы;
  • единые стандарты в целях подтверждения соответствия требованиям технических регламентов;
  • единая  политика в области оценки соответствия продукции.

Участники дискуссии согласились, что следует активизировать деятельность по поиску совместных решений для выработки механизма по обмену информацией о состоянии ветеринарной и фитосанитарной ситуации между уполномоченными органами Приднестровья и Молдовы для исключения дублирующего механизма выдачи разрешительных документов экономическим агентам Приднестровья, оформляющим продукцию на экспорт.

При переходе на систему технического регулирования необходимо законодательно закрепить в качестве одного из принципов добровольность применения стандартов. Сохранение обязательности требований документов по стандартизации приведет к технической и технологической отсталости экономики и создаст административные барьеры для внедрения инноваций. Было высказано мнение, что в одном органе власти не должны совмещаться функции в области сертификации и функции в области аккредитации, а также полномочия по государственному контролю (надзору). Подтверждение соответствия для продукции, подлежащей обязательной сертификации, должно в равной мере распространяться на импортируемую продукцию и на продукцию местного товаропроизводителя. Оценке безопасности должны подвергаться только объекты, реализуемые потребителю. Немаловажным является создание условий для аккредитации органов по сертификации и испытательных центров в странах, являющихся объектами экспорта для приднестровских предприятий.